Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - У

К оглавлению

Тартюф

ТартюфТАРТЮФ [Tartuffe] — центральный образ комедии Мольера "Тартюф, или обманщик" (Le Tartuffe ou l’imposteur, 1664) — одного из великих памятников мировой лит-ры.
Комедия как резкая сатира на французское духовенство XVII века является злободневным политическим антиклерикальным памфлетом, выпадом против современного автору строя. Т. носит "определенные признаки воинствующего французского клерикала XVII в., владеет всем обильным запасом двусмысленных доктрин, устанавливавших в широких размерах те „сделки с небом“, о к-рых он так мастерски говорит" (Веселовский). Но Т. не только клерикал. Святоша и лицемер, приживальщик и лжеучитель, он соединяет в себе все пороки правящих и привилегированных классов своего времени: властолюбие и алчность, изнеженность и сластолюбие, жажду наслаждений и холодный цинизм, бездельное существование и лицемерную мораль, схоластическую казуистику и нетерпимое ханжество. Имя Т. вскоре стало нарицательным для всякого лицемерия и святошества, в том числе и политического.
Создавая образ Т., Мольер использовал определенную лит-ую традицию. Он соединил в Т. неизменные свойства лицемера и ханжи, сохранившиеся на протяжении многовековой лит-ой истории. Восходя к паразитам плавтовских комедий, родословная Т. включает в себя образы ханжей у Аретино, Скаррона, Сореля, испанца Барбадильо. В позднейшей лит-ре ряд образов и ситуаций перекликается с бессмертной комедией Мольера — таковы воспитатель Тома Джонса в "Истории Тома Джонса — найденыша" Филдинга, Фома Опискин в "Селе Степанчикове и его обитателях" Достоевского, Иудушка Головлев в "Господах Головлевых" Салтыкова-Щедрина. Родственные Т., образы эти, порожденные различными социальными ситуациями, дают свое индивидуально-неповторимое, специфическое для своего времени воплощение тех пороков собственнического человека, к-рые нашли в образе Т. свое совершенное и законченное выражение.

 Библиография:  II. Mangold W., Molière’s Tartuffe, Geschichte und Kritik, Oppeln, 1881; Régnier F. J. P., Le Tartuffe des comédiens, Notes sur Tartuffe, P., 1896; Urbano D., Il Don Pilone del Giglie le Tartuffe del Molière, Napoli, 1905; Baumal F., Molière et les dévôts (La gènese du Tartuffe), P., 1919; Его же, Tartuffe et ses avatars, P., 1925; Alméras H. d’, Le Tartuffe de Molière, Paris, 1928; Emard P., Tartuffe. Sa vie, son milieu et la comédie de Molière, Paris, 1933.
Е. Козина

Другие люди и понятия:

Тассо Бернардо

Тассо БернардоТАССО Бернардо [Bernardo Tasso, 1493—1569] — итальянский поэт. Провел бо́льшую часть жизни при итальянских дворах. Живя в Венеции, Т. был секретарем Academia della Fama, перед смертью Т. был подестой (городским… Полная информация

Тассони

ТассониТАССОНИ Александро [Alessandro Tassoni, 1565—1635] — итальянский писатель. Происходил из знатной семьи, после учения в Болонье и Ферраре большую часть жизни провел в качестве придворного на службе у… Полная информация

Тассо Торквато

Тассо ТоркватоТАССО Торквато [Torquato Tasso, 1544—1595] — итальянский поэт. Сын поэта Бернардо Тассо. Воспитывался в Неаполе, потом в Риме. При дворе герцога Урбинского, где он жил с отцом с 1557, Т. пополнил свои знания… Полная информация