С - У
Татарская литература
ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Дореволюционная литература. Лит-ра поволжских татар имеет свою долголетнюю историю. Ряд произведений, дошедших до нас, по своему происхождению относится к XIV—XV вв. ("Казань баите", "Ханэке Султан"). Более или менее изученной является лишь лит-ра XIX века. Начало Т. л. характеризуется господством религиозно-мистической идеологии и внедрением в лит-ру древневосточного суфизма. Носителем этой идеологии являлось татарское духовенство, развивавшее свою деятельность под сильным влиянием среднеазиатской реакционной мусульманской схоластики. Представителями этой мистической лит-ры были поэты Мулла Утыз Имэни [1730—1815], Иботулла Ишан [1794—1867] и Шамсуддин Суфи [1825—1865].
С середины XIX ст. в Т. л. наметилось рационалистическое течение, противопоставлявшее мистическому "потустороннему миру" реальные образы и идеи земной жизни. Представителями этого течения были: Абдул Насыр Курсави [1783—1813], Абдул Жаббар Кандалы [1797—1860].
Под натиском развивающегося капитализма в последней четверти XIX в. началась борьба против среднеазиатской религиозной схоластики, против суфизма и мистики, за европейскую культуру и науку. Борьба против патриархально феодальных отношений нашла свое выражение на идеологическом фронте в борьбе "джадитистов" с "кадимистами" ("новометодников в обучении" со "старометодниками"). Выдвинулись общественные деятели, делавшие первые шаги в создании научно-популярных книг на татарском языке, в научной разработке специфики татарского языка, в собирании фольклора и т. д. (К. Насыри, 1824—1902). Художественная лит-ра этого периода была проникнута духом просветительства; в ней отражались идеи реформы религии, реформы схоластических школ и приспособления их к потребностям буржуазного мира. Эта лит-ра своим острием была направлена против консервативного духовенства и идеализировала представителей новой буржуазии и нового духовенства ("Хисамуддин Мулла" Мусы Акджигита, 1886, произведения З. Виги, 1870—1902, пьесы Г. Ильяси, 1856, "Салима" Р. Фахрутдинова, "Студент и шакирд" Ф. Каримова и т. д.).
Начало XX в. ознаменовалось развитием национального движения татарской буржуазии, направленного гл. обр. против пережитков феодального строя и отчасти против монархического абсолютизма в России. Однако антимонархические тенденции были весьма неустойчивы и непродолжительны. Татарская буржуазная лит-ра этого периода была в основном проникнута идеологией пантюркизма, религиозного реформизма и узкого национализма (произведения Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Г. Рахим, Ф. Карими, Г. Ибрагимова и др.). С первых же дней революции 1905 татарская буржуазия заключила союз с самодержавием и стала оплотом реакции. Все вышеупомянутые татарские буржуазные писатели заняли враждебную к революционному движению позицию и проповедывали в своих произведениях идею объединения мусульман под флагом национальной буржуазии ("Нищая" Г. Исхаки, "Фат-кула Хазрет", "Под праздником во сне" Ф. Амирхана и т. д.). В противовес этим буржуазным писателям выступил на лит-ую арену ряд демократически настроенных писателей — выходцев из мелкобуржуазной среды. Ужасы капиталистической эксплоатации, средневековая тупость и косность реакционного духовенства и буржуазии, разорение и обнищание широких слоев трудящегося крестьянства, рабские условия труда молодого рабочего класса толкали наиболее революционно настроенных мелкобуржуазных татарских писателей на путь протеста против существующего порядка. Демократические тенденции наиболее сильно сказались в стихах талантливейшего народного поэта А. Тукая [1886—1913], поэта М. Гафури [1880—1934], рассказах и повестях Шариф Камала, пьесах Г. Камала [1882—1931] и т. д. Эти демократические писатели в той или иной степени отражали протест эксплоатируемых народных масс против буржуазного строя. Они все же не смогли понять и раскрыть причины социального неравенства, возвыситься до идеи революционной классовой борьбы пролетариата. Их творчество было теснейшим образом связано с народным творчеством; более того, оно исходило из фольклора. Демократические писатели черпали из него свою тематику, занимались художественной обработкой фольклора. В противовес им представители либеральной буржуазии в лит-ре не только пренебрегали народным творчеством, но и боролись против него, против живого народного языка в лит-ре, проповедывали теорию "чистого искусства".
В период революции 1905 выдвинулись также писатели, непосредственно выражавшие тенденции татарского пролетариата к объединению с пролетариатом всей страны в целях свержения самодержавия революционным путем. Эта идея пролетарской революционной борьбы частично отражена в пьесе "Яш Гумер" Гафура Кулахметова [1881—1918], принимавшего участие в революционной борьбе большевиков в то время. В период, непосредственно следовавший за революцией 1905, татарская буржуазная лит-ра была проникнута самыми реакционными идеями и настроениями. Стихи С. Рамеева насквозь пронизаны мистицизмом. Многие писатели увлекались мотивами "чистой религии" и черпали свою тематику из "истории пророков", из корана (Г. Рахим, Сунчалай, Думави). Попрежнему проповедывались идеи пантюркизма и религиозного мистицизма в произведениях Г. Исхаки, Амирахана и т. п. ("Зулейха"). Возникло реакционное романтико-символистское течение, представители к-рого противопоставляли объективной действительности индивидуальный "мир души" и "чистой природы", идеализировали жизнь древних татарских ханов, патриархальный быт, романтическую любовь и т. д. Переживания и чаяния широких угнетенных народных масс выражало татарское устное народное творчество.
Устное народное творчество. До Великой Октябрьской социалистической революции собирание произведений устного творчества носило случайный характер. Первые опыты в этом направлении были сделаны Каюмом Насыри в его книге "Фавакихемджеляся". Также был выпущен ряд сборников песен, пословиц и поговорок Бадиговым, Туйка и др., но систематизация материала не носила научно-исследовательского характера.
Наиболее распространенными жанрами татарского устного творчества являлись песни и баиты. Татарские народные песни в огромном своем большинстве состоят из строго рифмованных четверостиший, по содержанию не связанных друг с другом. Баиты и частушки, наоборот, сочинялись на одну определенную тему по случаю какого-либо события и представляли единое, целостное произведение. В народных песнях доминировали мотивы бедности, несчастья, трудного жизненного пути, несчастной любви и вынужденной разлуки. В ряде шуточных и сатирических песен высмеивались духовенство и богачи. Баиты носили повествовательный характер со многими лирическими отступлениями. Темой для баитов служили необычайные, но реальные события ("баит о потонувшей гейше", "баит о Шамси Камале", "баит о касимском купце Ибрае" и т. п.), события общественного значения (русско-японская война, империалистическая война 1914—1918 и др.). Были и фантастические баиты: "баит о Сак-соке" (дети, превращенные в птиц), "баит о возлюбленной цыгана Хамиде", "баит о семи девушках" и т. д. Многие баиты отражали протест крестьян против эксплоатации помещиков и кулаков, стихийное крестьянское движение ("мужицкие баиты", "баит о погибших батраках", "баит о Магдибай", "баит о Мукан Контона", и т. д.). Татарский фольклор насчитывает множество сказок о волшебных силах (сказка о Шуряле, о повисшем озере, о батыре-Мухе, о портном и т. д.). В реалистических сказках самым популярным образом является "хитроумный таз". Хитроумный таз — это образ самого бедного, угнетенного, униженного человека. Но он мудр и хитер и побеждает врагов. Народ относится к нему с большой симпатией. В других сказках бедняк, пастух или батрак своим умом и хитростью побеждает богача ("Салам Турхан"). Во многих татарских сказках отражалась горькая доля угнетенной женщины-татарки: "О проигранной отцом в карты Зульхабире", "О семи девушках", "О бедной падчерице" и т. п. Героические былины в татарском фольклоре встречаются редко. Нам известны народные сказки "О Маргян батыре", боровшемся против ханов за освобождение народа, об Эдгай батыре и др. Ряд сказок-легенд заимствован из фольклора других народов, но, художественно претворенный, получил своеобразный национальный колорит ("Тагир-Зигря", "Ляйла Маджнунь", анекдоты Ходжи Насрутдин и т. д.).
Типовая заставка восточных изданий казанских издательств XVII—XIX вв.
Татарский фольклор богат и насыщен поговорками, пословицами, сказками-загадками, частушками и т. д. Имеются свадебные, плясовые и другие частушки ("Эпипе", "Башмагум" и др.).
После Великой социалистической революции освобожденный от двойного гнета татарский народ начал творить новые произведения — песни и сказания о победах над врагом, о своих вождях, о счастьи освобожденного народа. За период существования советской власти созданы многочисленные народные песни о Красной армии, о советской власти, о Ленине и Сталине, о родине, о колхозах и т. д. (сборник "Советские песни", 1933). Народ с особой любовью поет о великих вождях народа — Ленине и Сталине. Многие песни посвящены героическим походам Красной армии в период гражданской войны. В период коллективизации и хозяйственного укрепления колхозов создавались циклы песен, популяризующих идею коллективизации и высмеивающих кулаков, подкулачников, лодырей и т. п. За последние годы в татарских деревнях слагаются песни, исполняемые самодеятельными хорами колхозов ("Песнь ударника", "Песнь комсомольца", "Песнь об ударной стране" и т. д.). Татарское народное творчество начало широко развиваться именно в советскую эпоху, приобретая новое социальное содержание.
Композиция обложки XIX в. (надпись в середине современная) Советская литература. Великая Октябрьская революция, свергнув власть помещиков и буржуазии, положила конец всяческому угнетению и эксплоатации человека человеком. Враждебно настроенные к пролетарской революции представители буржуазии в лит-ре ушли в лагерь контрреволюции. Один из таких лакеев татарской контрреволюционной, буржуазии, Г. Исхаки, эмигрировал за границу, где стал наемником империализма. Оставшиеся на территории Советского Союза буржуазные писатели продолжали вредительскую работу в лит-ре и ныне разоблачены. Наиболее демократически настроенные мелкобуржуазные писатели с первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции перешли на сторону советской власти и, постепенно преодолевая влияния чуждых идеологий, становились на позиции советской лит-ры (М. Гафури, Г. Камал, Ш. Камал, М. Фейзи).
Т. л. по-настоящему начала развиваться лишь после Октябрьской революции. Лучшие произведения М. Гафури (умер в 1934) написаны в послеоктябрьский период; в них отражены рабские условия жизни трудящихся до революции и борьба советского народа под руководством коммунистической партии за социализм ("Черные лица", "Красная звезда", "Ступеньки жизни" и т. д.). Известный драматург Г. Камал (ум. в 1933) написал ряд замечательных пьес о классовой борьбе в татарской деревне. Ш. Камал в пьесах "Воронье гнездо", "Горы", "За туманом" показал революционную подпольную борьбу шахтеров до революции и победу социализма в нашей стране.
Победа Октябрьской революции в нашей стране способствовала выдвижению и росту ряда молодых талантливых писателей из народа. Наиболее выдающийся из татарских советских поэтов — Хади Такташ [1901—1931], творчество к-рого отличается идейной и эмоциональной насыщенностью. Х. Такташ в первый период своего творчества испытал влияние враждебных советской литературе течений, но под влиянием успехов социалистического строительства и воздействия партии он стал подлинным советским поэтом.
Татарская советская лит-ра развивалась в условиях ожесточенной классовой борьбы против капиталистических элементов в нашей стране, представители к-рой проникали и в область лит-ры. С 1926—1937 в Т. л. орудовала контрреволюционная националистическая группа, в течение ряда лет занимавшая руководящие посты в татарских литературных организациях — в коллективе "Октябрь", ТАПП и в Союзе советских писателей Татарии. Ныне разоблаченная группа врагов народа, контрреволюционных националистов, вела вредительскую контрреволюционную работу на лит-ом фронте. Под их покровительством существовала контрреволюционная лит-ая организация "Джидиган", раскрытая в 1930.
Все эти агенты врагов были разоблачены, и в борьбе с ними укреплялись ряды татарской советской литературы. Несмотря на их вредительство, советская татарская литература интенсивно развивалась и крепла, выдвигая целый ряд талантливых советских писателей (Н. Баян, М. Максуд, Т. Гиззат, И. Туктаров, Ш. Маннур, А. Ерикеев, М. Джалиль, М. Садрый, И. Гази, Худжи и другие). В их произведениях отражается борьба трудящегося татарского народа совместно с народами всего Союза, под руководством великих вождей — Ленина и Сталина, за победу социализма. В них выражена преданность татарского советского народа идеям коммунизма, любовь к вождю народов т. Сталину, чувство советского патриотизма. Следует отметить и коллективное творчество татарских советских поэтов ("Песня об орденоносном Татаристане"), посвященное великим победам социализма и великой хартии свободы — Сталинской Конституции. Они борются за социалистический реализм, они борются с чуждыми влияниями и течениями.
Татарские советские писатели развивают большую переводческую деятельность. На татарский язык переведен ряд произведений русских и западноевропейских классиков, крупнейшие произведения русской советской литературы и национальных литератур Советского Союза.
М. Д.
Другие люди и понятия:
ТАТАРСКИЕ ЯЗЫКИ — устаревший термин для обозначения некоторых тюркских языков. Слово "татар" — монгольское племенное название, обозначавшее исторически монгольских военачальников…
ТАТАРСКО-КРЫМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. — Начало Т.-к. л. относится к периоду крымского ханства (примерно с XIV в.). Это была дворцовая лит-ра. Представителями ее были ханы и их приближенные. Они писали свои…
ТАТСКИЙ ЯЗЫК [общее название — "зухун тати", частные — "парси", "фарси" или по названию местности, напр. "лахиджи"] относится к иранской системе языков, представляя собою одно…