С - У
Творческая история
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания произведений художественной лит-ры. Многие памятники мировой лит-ры имеют богатую Т. и., изучение к-рой помогает уяснению их смысла, их значения в истории лит-ры (напр. "Демон" Лермонтова, "Ревизор" Гоголя и мн. др.). Установление Т. и. базируется на изучении рукописей данного произведения (начиная с черновых набросков), различных его вариантов, редакций, авторской правки в корректурах, подготовительных материалов и т. п. К области Т. и. может быть отнесено также выяснение связи данного произведения с биографией автора и с жизненными прототипами. Если задачей текстологии, к-рая оперирует с теми же материалами, является установление правильного текста, то задачи изучения Т. и. — выяснение самого процесса созидания произведения, замысла автора, эволюции замысла, его постепенного осуществления на различных этапах, уяснение того, от чего отталкивался автор, к чему он стремился, и, наконец, углубление наших представлений о законченном произведении данными, почерпнутыми из процесса его создания. Так напр. изучение творческой истории "Ревизора" может показать, как Гоголь отталкивался от фарса, водевиля, от традиций комедии классицизма и стремился к созданию реалистической, социально-сатирической комедии.
К фактам Т. и. обращались историки лит-ры самых различных направлений. В качестве же особого и чуть ли не важнейшего метода изучения лит-ых произведений Т. и. была выдвинута Пиксановым. Преувеличение роли Т. и., возведение ее изучения в особый метод или в важнейшую дисциплину науки о лит-ре влечет литературоведение в сторону психологизации и биографического метода. С точки зрения марксистско-ленинской науки о лит-ре установление фактов Т. и., как истории работы автора над произведением, не имеет самостоятельного методологического значения, а играет лишь подсобную роль. Тем не менее факты Т. и. представляют несомненный интерес при изучении творческого пути писателя, его художественно-творческой техники, а также при исследованиях текстологического порядка.
Библиография: Пиксанов Н., Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра (Принципы и методы), "Искусство", М., 1923, № 1; Пиксанов Н., Творческая история "Горя от ума"; Гиз, М. — Л., 1928; Сакулин П. Н., Проблема "творческой истории", "Известия Академии наук СССР", Отделение гуманитарных наук, VII серия, 1930, № 3; Вересаев В., Как работал Гоголь, изд. "Мир", М., 1932; Ашукин Н., Как работал Некрасов, изд. "Мир", М., 1933; Горнфельд А., Как работали Гёте, Шиллер и Гейне, изд. "Мир", М., 1934; Гудзий Н., Как работал Толстой, изд. "Советский писатель", М., 1936; Грифцов Б., Как работал Бальзак, изд. "Советский писатель", М., 1937; Тренин В., В мастерской стиха Маяковского, изд. "Советский писатель", М., 1937.
Другие люди и понятия:
ТЕГНЕР Исайя [Tegnér Esaias, 1782—1846] — крупнейший поэт Швеции. Сын сельского капеллана, выходца из крестьян. Окончил ун-т в Лунде, там же был доцентом по эстетике [1810] и профессором греческого языка…
ТЕЗЕЙ — популярный герой античных сказаний, сын афинского царя Эгея. Уже в юные годы совершил ряд подвигов: убил кровожадного Прокруста, усмирил марафонского быка, разорявшего Аттику, убил…
ТЕЙГЕ Карл [Karel Teige, 1900—] — современный чешский критик-искусствовед. Т. один из организаторов ассоциации деятелей левого фронта в искусстве "Девять сил" (Devět sil), начавший свою…