У - Ф
Форд
ФОРД Джон [John Ford, 1586—1649] — один из крупнейших английских драматургов шекспировской плеяды. Юрист по профессии, он получил хорошее классическое образование в Оксфорде. Дебютировал как поэт, автор поэм, элегий и сонетов (элегия "Памятник славы" — "Fames Memorial", 1606, и др.). Первые драмы, как это было обычно в тот период, Ф. написал в сотрудничестве с другими драматургами: трагедию "Матереубийца" (A late murther of the sonne upon the mother, зарег. 1624) совместно с Уебстером, трагикомедию "Бристольский купец" (The bristowe merchant, зарег. 1624) — с Деккером, с ним же и Роули (Rawley) трагикомедию "Эдмонтонская ведьма" (The witch of Edmonton, ок. 1621, напеч. 1658); вместе с Деккером Фордом была написана "маска" "Любимец солнца" (The sun’s darling, A moral masque, 1624, напечатана 1656).
Первой самостоятельной пьесой Ф. была трагедия "Меланхолия влюбленного" (The lover’s melancholy, пост. 1628, напеч. 1629), отличающаяся запутанной и сложной интригой. Интермедия "Аллегория меланхолии", включенная в пьесу, написана под влиянием "Анатомии меланхолии" Бартона (Burton), а вся трагедия носит следы подражания "Гамлету" Шекспира. Следующая трагедия Ф. "Разбитое сердце" (The broken heart, напечат. 1633) отличается еще более сложной интригой, тремя переплетающимися сюжетными линиями; пьеса прославляет мужество спартанской царевны Каталанты.
Теме ревности посвящена трагедия "Жертва любви" (Loves sacrifice, напечат. 1633), в к-рой сказывается сильное влияние шекспировского "Отелло". Лучшей трагедией Форда является "Жаль, что она развратница" (Tis pity shees a whore", напечат. 1633), где он с гуманистических позиций оправдывает женщину, греховно полюбившую своего брата, что приводит к гибели обоих. В исторической хронике "Перкин Варбек" (The chronicle historie of Perkin Warbeck", напечат. 1634) с большой художественностью разрабатывается история самозванца Варбека, борющегося против Генриха VII.
Комедии Ф. — "Вымыслы целомудрия и благородства" (The fancies, chaste and noble, напечат. 1638) и "Испытание леди" (The ladies triall, пост. 1638, напечат. 1639) — менее значительны.
Характеры трагедий Ф. очерчены ярко и сильно; они показывают умение изображать человеческую психологию. Композиционное мастерство Ф., напряженное действие его драм позволяют ему занять крупное место в истории английской драмы. Чрезмерная усложненность интриги, проникновение романтических элементов, отказ от локализации, сказывающиеся в творчестве Ф., характерны как проявление начавшегося упадка елизаветинской драмы этого периода.
Библиография: I. Соч.: The Works, ed. by W. Gifford a. A. Duce, 3 vls, L., 1864, new ed., L., 1895; The best plays, ed. by H. Ellis, L., 1888, new. ed., 1903; A critical edition of Fords Percin Warbeck, by M. C. Struble, Seattle [1926]; Dramatic works, ed. by H. de Vocht, v. II, Louvain, 1927 (продолжает издание: Dramatische Werke in Neudruck, Bd. I, hrsg. v. W. Bang, Louvain, 1908).
II. Wolff M., J. Ford, Heidelberg Diss., 1880; Cochnower M. E., J. Ford, в кн.: Seventeenth Century Studies, ed. by R. Shafer, Princeton, 1933, pp. 121—175.
М. Заблудовский
Другие люди и понятия:
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ. I. Исторический очерк. — Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений, борьбы материализма и идеалилизма, борьбы реалистического и…
ФОРСТЕР Эдуард Морган [Forster Eduard Morgan, 1879—] — современный английский романист. Род. в обеспеченной буржуазной семье, окончил Кембриджский университет. В 1905 вышел его первый роман "Where Angels Fear to…
ФОРТЕГУЕРРИ Никколо́ (Niccoló Forteguerri, также Fortiguerri, Fortiguerra, 1674—1735) — итальянский поэт. Учился в Пистойе, Сиене и Пизе. Будучи клириком, близко стоял к жизни папской курии. В 1719 Ф. был принят в…