У - Ф
Фигурное стихотворение
ФИГУРНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ — стихотворное произведение, которое своими графическими контурами воспроизводит какую-либо геометрическую фигуру, символический знак или очертания предмета. Несмотря на свой узко прикладной характер, Ф. с. пользовались в отдельные эпохи значительной популярностью и ведут свое происхождение из глубокой древности. Еще греческая антология дает образцы Ф. с. самой затейливой формы, как напр.: "Топор", "Яйцо", "Крылья Купидона" у Симмия, "Свирель" у Феокрита, "Жертвенник" у Дозиада и др. Пристрастие к стихотворным фокусам, проявившееся в римской поэзии чуть ли не с первых ее шагов, свидетельствует о том, что римляне были усердными учениками александрийцев. Создатель латинского гекзаметра, Энний, пишет стихи, начальные буквы к-рых составляют фразу: "Q. Ennius fecit" (сочинил К. Энний). В царствование Августа Овидий изобретает центон. Стремление превзойти метрическое искусство поэтов эпохи Августа и I в. н. э. и все нарастающее идейное оскудение приводят римских поэтов III—IV вв. н. э. к разнообразным попыткам заинтересовать мастерством внешней, в частности графической формы. Сохранившиеся произведения Авзония, Пентадия, Седулия, Венанция Фортуната дают образцы любопытнейших хитросплетений акростихов, мезостихов, телестихов и т. п. Лучшим мастером стихотворных фокусов является поэт IV в. Публилий Порфирий Оптациан. В его сочинениях (изд. Teubner, Lpz., 1877), помимо множества стихотворных ухищрений, мы находим ряд стихотворений в форме геометрических и более сложных фигур: пальма, гидравлический орган (с описанием в самом стихотворении гидравлического органа), языческий жертвенник, (с описанием его конструкции), пастушеская свирель, изображение корабля с веслами, рулем и мачтой и т. п.
Я еле качая веревки, въ синели не различая синихъ тоновъ и милой головки, летаю въ просторе, крылатый, какъ птица, межъ лиловыхъ кустовъ! но въ заманчивомъ взоре, знаю, блещетъ, алея, зарница! и я счастливъ ею безъ словъ! Фигурное стихотворение из "Опытов" Брюсова.
(Для сохранения фигуры стихотворения воспроизводится "ъ").
Латинские стихотворцы средних веков (Рабан Мавр, св. Бонифаций и др.), подражая гл. обр. позднейшим римским поэтам, также изощрялись в поэтических фокусах. Разумеется, христианская тематика отражается на выборе фигур — появляются кресты и т. п., а в содержании, к-рое по традиции служит нередко истолкованием фигуры, возникают теологические и мистические мотивы.
В новейшей европейской поэзии Ф. с. большого распространения не имеют, т. к. в качестве салонной забавы, которая одна могла бы оправдать их существование, они требуют слишком кропотливой технической отделки.
Русская поэзия XVIII и первой половины XIX в. интереса к Ф. с. не проявляла. Формальные искания символистов, выразившиеся частично в экспериментаторстве и реставрации ряда забытых форм, заставили их мимоходом дать несколько образцов Ф. с. (ср. сборн. "Русские символисты", вып. 2, 1894, стр. 34; "Ромб" Э. Мартова; "Треугольник" В. Брюсова, сб. "Опыты", М., 1918).
Библиография: II. Шульговский Н. Н., Прикладное стихосложение, 2 изд., изд-во "Прибой", Ленинград, 1929.
М. Ш.
Другие люди и понятия:
ФИГУРЫ [греческое schḗmata, латинское figurae] — термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение изменений в синтаксическом строе связной речи. Античные…
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК — бытовой нравоописательный очерк, получивший широкое распространение во Франции, Англии в 30—40-х гг. XIX в., а в 40-х гг. и в России. Своей целью Ф. о. ставил изображение…
ФИЗУЛИ Могамед Сулейман Оглы [1500 (1502?)—1563] — великий поэт и ученый Азербайджана. Основоположник азербайджанского лит-ого языка и лит-ры. Ф. родился в Иракеарабе (Месопотамии), в г. Кербала….