У - Ф
Фигуры
ФИГУРЫ [греческое schḗmata, латинское figurae] — термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение изменений в синтаксическом строе связной речи.
Античные риторы сосредоточивают свое внимание преимущественно на отклонениях Ф. от синтаксической нормы, определяя Ф. как "изменение строения речи", "уклонение мысли и выражения от присущей им природы", "от обыденной и простой формы".
Основную группу Ф. образуют Ф., создаваемые "особым размещением слов". Античные теоретики делят их на: 1) Ф., образуемые путем добавления, Ф. плеоназма; 2) Ф., образуемые путем сокращения; 3) Ф., образуемые путем накопления одинаково звучащих слов, Ф. анноминации; 4) Ф., образуемые путем противоположения.
К Ф., образуемым путем добавления, относятся: 1) удвоение (греческое anadíplōsis, латинское conduplicatio) — "повторение одного или нескольких слов либо в целях усиления речи, либо ради возбуждения сострадания". Ср. у Пушкина: "О, поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями"; 2) близкая к ней Ф. эпаналепсиса — "повторение в длинном словесном обороте одного и того же слова", усиливающего связь между частями оборота. Ср. у Цезаря: "Было всего два пути, этими путями могли они выйти из дому"; 3) Ф. анафоры (единоначатия) — "многократное повторение одних и тех же начальных слов". Ср. у Пушкина: "Али я тебя не холю, али ешь овса не вволю, али сбруя не красна?"; 4) Ф. эпифоры (греческое antistrophḗ, латинское conversio) — "повторение тех же слов в конце каждого колона". Ср. у Брюсова: "Струится нетихнущий дождь, / Томительный дождь…"; 5) Ф. охвата (греческое symplokḗ, латинское complexio) или кольца (греч. kýklos, латинское inclusio) — повторение одних и тех же слов в начале и конце колона. Ср. у Пушкина: "Мутно небо, ночь мутна"; 6) Ф. эпанода (греческое epánodos, латинское regressio) — повторение, при к-ром "слова, поставленные сперва рядом, потом повторяются отдельно". Ср. у Пушкина: "Не я, братец, клянусь тебе жизнью, / клянусь жизнью твоей и моею…"; 7) Ф. полиптотона (греч. polýptōtan, латинск. casuum commutátio) — повторение слова в разных падежах. Ср. пословицу: "Клин клином вышибать"; Ф. стыка (греч. epanastrophē) — соединение эпифоры с анафорой. Ср. у Блока: "О весна без конца и без краю, / без конца и без краю мечта"; 9) Ф. бессоюзия (греч. asýndeton, латинское dissolutio) — устранение связующих слов между одинаковыми членами колона. Ср. у Пушкина: "Швед, русский — колет, рубит, режет"; 10) противоположная ей Ф. многосоюзия (греческое polysýndeton) — скопление союзов, связующих однородные члены предложения. Ср. у Пушкина: "Но смерть… но власть… но бедствия народны…"; 11) Ф. градации (греческое klimax, латинское gradatio) — "ступенчатость" в расположении связанных смыслом слов. Ср. у Грибоедова: "Шампанское стаканами тянул… Бутылками-с и пребольшими… Нет-с, бочками сороковыми"; 12) Ф. реторического вопроса и 13) Ф. реторического восклицания. Ср. у Гоголя: "Знаете ли вы украинскую ночь?"; 14) Ф. реторического накопления — подбор однозначных оборотов. Ср. у Ломоносова: "Ушел, вырвался, убежал"; 15) Близкая к ней Ф. истолкования (греческое ехḗgēsis, латинское interpretatio) — замена слова рядом других, раскрывающих его содержание.
К Ф., образуемым путем сокращения, античные теоретики относят: 1) Ф. эллипсиса (греческое elleipsis) — пропуск слов, восстанавливаемых из контекста. Ср. у Пушкина: "Ворон ворону в ответ"; 2) Ф. апосиопеса или паралепсиса (латинское praecisio) — пропуск конца фразы. Ср. у Пушкина: "„Ужо тебе“… И вдруг стремглав / Бежать пустился…"; 3) Ф. зевгмы — устранение возможного в речи повторения путем отнесения одного слова сразу к нескольким членам предложения. Ср. у Лермонтова: "И горный зверь и птица, / Кружась в лазурной высоте, / Глаголу вод его внимали…".
Ф., образуемые путем созвучия, включают: 1) Ф. анноминации (греческое paronomasīa, латинское annominatio) — соединение разных грамматических категорий, образованных от одного корня; случаи, где глагол соединяется с однокоренным существительным, снабженным прилагательным, выделяются под названием figura etymologica; Ср. "Горьким смехом моим посмеюся"; 2) Ф. антанакласиса (греческое antanáklasis, латинское traductio) — повторение слова в разных значениях. Классический пример: "У кого нет в жизни ничего любезнее жизни, тот не в силах проводить жизнь доблестно"; 3) Ф. равенства колонов или исоколона (греческое isóklon, латинское compar) — повторение речи из равных колонов. Ср. у Цезаря: "Пришел, увидел, победил"; 4) Ф. параллелизма, при к-рой колоны не только равны, но и состоят из симметрически расположенных членов. Ср. у Брюсова: "Твой ум глубок, что море, / Твой дух высок, что горы"; 5) Ф. тождества окончаний (греческ. homoiotéleuton) — ср. у Гоголя: "без меры в ширину, без конца в длину".
К Ф., построенным на противоположении, относятся: 1) Ф. антитезы (греч. antíthesis, латинское contentio, contrapositum) — "сопоставление противоположностей". Ср. у Державина "Я царь, я раб, я червь, я бог"; 2) Ф. хиазма (греч. chiasmos) — построение речи из четырех членов, из к-рых первый совпадает с четвертым, а второй с третьим. Античные теоретики различают в хиазме — антиметаболу с неизменяемыми членами (классический пример, обыгранный Мольером: "Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть") и антиметатезу — с изменяющимися грамматическими членами (ср. у Тургенева: "И я сжег все, чему поклонялся, / Поклонился всему, что сжигал").
Далее к Ф. причисляют ряд изменений грамматического строя речи, объединяемых в понятии Ф. эналлаги (греческое enallagé, латинское immutatio). Сюда относятся: 1) Ф. антимерии — имена частей речи. Ср. пословицу: "„Подари“ помер"; 2) Ф. гетеросиса — мена падежей. Ср. пословицу "Сквозь земли не пройдешь" при обычном в лит-ом языке сочетании "сквозь" с винительным падежом; 3) Ф. синесиса — мена числа. Ср. "Жил старик со своей старухой" и "А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой-Бабарихой извести ее хотят…"; 4) Ф. анаколуфа — переход от одной конструкции к другой. Ср. у Пушкина "А Бонаротти?.. Или это сказка / Тупой бессмысленной толпы, и не был / Убийцею создатель Ватикана"; 5) Ф. гендиадиса — деление одного предмета на два. Ср. у Блока: "Тоска дорожная, железная /… свистела, сердце надрывая"; 6) Ф. гипаллаги — перестановка эпитета. Ср. у Брюсова: "Бреду в молчаньи одиноком"; 7) Ф. гипербата — перестановка слов. Ср. у Пушкина: "перстня верного утратя впечатленье…"; Ф. гистерологии — предвосхищение в речи того, что должно быть позднее. Ср. у Вергилия: "Умрем и бросимся в бой"; 9) Ф. парентезы — введение одного предложения в середину другого. Ср. у Пушкина: "Татьяна (русская душою, сама не зная почему)…" Наконец в отношении ряда явлений наблюдается колебание — относить ли их к Ф. или тропам: таковы напр. перифраза, гипербола, литотес и несколько др.
Учение о Ф. переходит без особых изменений в стилистики нового времени; работа теоретиков XV—XVIII вв. направлена гл. обр. на упорядочение терминологии (ввиду наличия многочисленных расхождений в обозначении отдельных Ф.) и на устранение излишней диференциации обозначений. Так напр. Ломоносов (опираясь на работы французских и немецких теоретиков) различает уже значительно меньшее число фигур, а именно: "повторение, усугубление (=удвоение), единознаменование (=накопление), восхождение (=градация), накопление (=полиптотон), многосоюзие, бессоюзие и согласование (=антанакласис), справедливо указывая, что значительная часть Ф. античных реторик не может быть почтена "за особливые способы в красноречии" (Кратк. руковод. красноречию).
Теоретики XIX в. в свою очередь еще более упрощают ту же схему Ф., лишь пытаясь обосновать психологически создаваемую Ф. выразительность речи (ср. на русском языке работы Потебни).
Библиография: Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Харьков, 1905; Горнфельд А., Фигура в поэтике и риторике, в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. I, изд. 2, Харьков, 1911; Харциев В., Элементарные формы поэзии, там же.
См. "Симпасис". "Стилистика".
R. S.
Другие люди и понятия:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК — бытовой нравоописательный очерк, получивший широкое распространение во Франции, Англии в 30—40-х гг. XIX в., а в 40-х гг. и в России. Своей целью Ф. о. ставил изображение…
ФИЗУЛИ Могамед Сулейман Оглы [1500 (1502?)—1563] — великий поэт и ученый Азербайджана. Основоположник азербайджанского лит-ого языка и лит-ры. Ф. родился в Иракеарабе (Месопотамии), в г. Кербала….
ФИКРЕТ ТЕВФИК [1868—1914] — виднейший турецкий поэт. Вырос в семье чиновника. Начал писать с 14—15 лет. Учителями Ф. были Муаллим Фейзи, Наджи и Реджаи-заде Экрем. Несколько лет Фикрет служил…