А - Б
Афродита
АФРОДИТА — богиня половой любви и красоты у древних греков. Культ А. был широко распространен в Греции, М. Азии и на островах Средиземного моря, между прочим на Кифере ("Киферея"), в Сицилии, в особенности же на Кипре ("Киприда"). В ней смешались черты восточного божества с образами критско-эгейской культуры и некоторыми греческими божествами, напр. с Дианой (см.), женской параллелью к Зевсу (см.), к-рая в мифе иногда является матерью А., иногда с ней отождествляется. Образ А. очень сложен и неясен. Из многочисленных оформлений его особо важны: 1. А.-Урания — "небесная" — параллель к семитической "царице неба" (Иштар и т. п.), 2. А.-Пелагия — "морская", покровительница мореплавания, 3. А. — мать Эрота (см.), богиня половой любви, а в небесной проекции — весеннего сочетания неба с землей в дожде; отсюда миф о любви А. к Адонису (см.), юному богу весны (ср. любовь Иштар к Таммузу). Все эти образы объединены в мифе о рождении А. в пене морской от упавших в море половых органов оскопленного Урана и в объяснении имени А. как "пенорожденной". А. не удалось проникнуть в земледельческие культы, где царили исконные божества земли, и она мало связана с социальными установлениями феодальной Греции. В гомеровском эпосе она не занимает выдающегося места среди богов, и поведение ее дает материал для "скандальной" хроники Олимпа. Но в этом же эпосе она подлинная виновница троянской войны. О ней повествуют III-V песни "Илиады". А. — излюбленный образ греческой лирики (см. напр. гимн к А. Сафо). Роковая сила А. — мотив греческой трагедии [у Софокла (см.), Еврипида (см.); особенно у последнего в "Ипполите"]. Образ А. легко поддавался истолкованию в духе монотеистических тенденций, сопровождавших в Греции рост торговых связей и создание больших политических объединений. Еще к эпохе господства аристократии относится А.-Пандемос — "всенародная", повидимому женская параллель к Зевсу, "всенародному" божеству государства, объединившего роды. А затем философы и поэты начинают прославлять А. как космический принцип сохранения жизни (напр. Гесиод, Эмпедокл, Эсхил в "Данаидах"). С другой стороны, в эллинистической лит-ре и искусстве, проникнутых эротизмом, образ богини теряет уже всякие "возвышенные" черты, и А. становится вульгарной красавицей. — Противоположение А. "небесной" и А. "всенародной" не имеет опоры ни в культе, ни в мифе. Оно вложено Платоном в уста Павсания, одного из собеседников в диалоге "Пир". — Культ А. был перенесен в Рим, где она почиталась под именем Венеры. В Риме поэт Овидий (см.) в "Метаморфозах" рассказывает об ее любви к Адонису и об его превращении в цветок. У Вергилия в "Энеиде" Венера — праматерь Рима, воспета и как владычица чувственной страсти. Лукреций, подобно Эмпедоклу и Гесиоду, придает ей значение философского символа (вступл. к поэме "О природе вещей"). В позднейшей лит-ре Венера-Афродита иногда изображается богиней любви и идеалом женской красоты, напр. у Шекспира ("земная Венера"), Шиллера, Гете, Пушкина ["подобный ветреной Венере" ("Евгений Онегин"), "прелестный баловень Киприды" ("К Юрьеву"), "крестница Киприды"].
Другие люди и понятия:
АХВЕРДОВ Абдул-Рахим бек — современный тюркский писатель. Р. в 1870 — в г. Шуше, где получил среднее образование. Одно время был членом Государственной думы от Ганджинской (б. Елизаветпольской)…
АХЕР [букв. другой] — по талмудической легенде — религиозный отступник, живший во II в. христ. эры. Под влиянием жизненного опыта он стал сомневаться в учении юдаизма о мировой правде и возмездии,…
АХЕРОНТ — древнее название реки в Эпирской области (Феспротии), протекающей через суровую гористую местность и впадающей в Ахеруссийское озеро. Мрачный вид реки, высоких отвесных скал и…