Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - Б

К оглавлению

Аполлон [греческий бог]

Аполлон [греческий бог]АПОЛЛОН — греческий бог, сын Зевса и Лето (Латоны), первоначально повидимому малоазиатское божество. Основной функцией А. является "ведовство", "знахарство", выражающееся в "прорицании" и религиозном врачевании, тесно связанном с "заговорами" (в "Илиаде" А. насылает чуму на войско ахеян). Напевный характер, одинаково свойственный и прорицанию и заговорам, делает А. богом пения и музыки; некоторые формы музыкальной лирики, напр. так наз. "номос" и "пеан" (см.) были связаны с культом А. Поскольку "ведун" оформляет и хранит идеологию первобытного общества и подчиняет себе все области его жизни, функции А. имели тенденцию к безграничному расширению. А. был объявлен сыном Зевса — богом-юношей, рожденным Лето от Зевса на острове Делосе, одном из крупных центров религии А. В другом крупном центре, Дельфах, А. стал вещать волю своего отца, Зевса, через свою пророчицу Пифию. А. был поставлен на службу интересам могущественных дорийских государств; содержание религии А. определялось аристократическим строем с его консервативной этикой. От имени дельфийского бога проповедывалась "умеренность" ("ничего слишком") и "благоразумие", каралась "заносчивость", стремление выйти за пределы издревле установленного порядка в личной и социальной жизни ("познай самого себя"). Культ А. вытеснял пережитки древности, не умещавшиеся в рамках аристократического государства, заменял кровную месть своими "очищениями", способствовал героизации легендарных основателей знатных родов. Ассимилируя себе второстепенные культы, А. проникал во все отрасли жизни — в земледелие и скотоводство, в мореплавание и гимнастические упражнения юношей, в постройку городов и в основание колоний, в установление календаря и в пути сообщения, повсюду являясь блюстителем аристократической законности. А. повидимому значительно повлиял и на мифотворчество, приспособляя к морали феодального общества мифы, отражавшие более первобытную социальную структуру. А., поглощавший второстепенные божества, умел примиряться с могучими соперниками, и в главном центре религии А., в Дельфах, рядом с ним мог находиться Дионис (см.). Глубокое различие между этими двумя богами уже древние пытались выявить в противоположении успокаивающей, проясняющей сознание музыки А. и возбуждающей, оргиастической музыки Диониса. Это различение было положено Фр. Ницше в основу его метафизического противоположения двух начал — А. и дионисовского. А. начало есть "принцип индивидуализации", стремление к обособлению личного сознания от изначального единства бытия, к восприятию мира в четких и расчлененных образах. Дионисовское начало — принцип наркотического слияния с природой, когда все грани стираются, личность растворяется в первоедином и рациональное уступает место мистическому экстазу и художественной интуиции. Некоторые стороны образа А., развившиеся сравнительно поздно и не связанные со специфическими условиями феодальной Греции, заняли преобладающее место в римской и зап.-европейской лит-ой традиции, а именно, солнечная природа А. (древним является лишь его имя "Феб" — "сияющий"), поведшая к отождествлению его с Гелиосом, солнцем, равно как и представление об А., боге поэзии, "предводителе муз" ("Мусагете") на горе Парнасе.

Другие люди и понятия:

Аполлон [журнал]

Аполлон [журнал]"АПОЛЛОН" — художественно-литературный журнал, выходивший в Петербурге с октября 1909 по 1917, по 10 книг в год (в 1909–1910 вышли №№ 1–12). Редактором был Сергей Маковский (лишь в 1911 и 1912, до… Полная информация

Апология

АпологияАПОЛОГИЯ — речь или письменное произведение, направленное к оправданию или защите кого- или чего-либо; таковы напр. Платоновская "А. Сократа" (оправдательная речь Сократа перед судом),… Полная информация

Апосиопеза

АпосиопезаАПОСИОПЕЗА — умолчание, перерыв в конце фразы. А. имеем мы, напр., в разговоре Хлестакова с городничим в "Ревизоре" Гоголя: "Да как вы смеете? Да вот я… я служу в Петербурге. Я, я, я…"…. Полная информация