Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - Б

К оглавлению

Аполлон [журнал]

Аполлон [журнал]"АПОЛЛОН" — художественно-литературный журнал, выходивший в Петербурге с октября 1909 по 1917, по 10 книг в год (в 1909–1910 вышли №№ 1–12). Редактором был Сергей Маковский (лишь в 1911 и 1912, до № 9), потом бар. Н. Н. Врангель. Издатели: до января 1911 — книгоиздательство "Якорь", в 1911–1917 — С. К. Маковский и М. К. Ушков. В 1909–1910 в "А.", наряду с отделами искусства, лит-ры и критики, помещалась обширная хроника и "Лит-ый альманах" с отдельной нумерацией страниц. "Литературный альманах" прекратился с 1911, и журнал становится по преимуществу журналом искусства с большим количеством репродукций, частью в красках. В 1911 выходила отдельно два раза в месяц хроника "Русская художественная летопись". "Вступление" к первому номеру определяет цели журнала как "чисто эстетические", посвященные искусству как "самоцельному достоянию нашему". "А." "хотел бы называть своим, — говорится в том же „Вступлении“, — только строгое искание красоты, только сильное и жизненное искусство за пределами болезненного распада духа и лже-новаторства". Однако "жизненность" искусства представлялась редакции неясной. Это видно и из передовой статьи (в том же номере) Александра Бенуа, к-рая носит характер гимна "лучезарному и благому богу" Аполлону: "Искусству, — говорит он, — необходимо освободиться от пут узкой замкнутости и от искания недостойной полезности. Но искусство не должно быть и для искусства, ибо искусство, будучи от бога, существует для бога". Поэтому на вопрос, какая будет "новая правда" в искусстве, поставленный самой редакцией в названном вступлении, она не нашла другого ответа, как: "всякий ответит по-своему". В первые годы существования журнала лит-ра занимала в нем заметное место, преобладали статьи символистов Ин. Анненского (см.), Вяч. Иванова (см.), А. Блока (см.), В. Брюсова (см.). Но в дальнейшем ли-тра осталась почти исключительно в хронике, а символистов сменяет родоначальник акмеизма Н. Гумилев (см.); под конец в журнал проникают формалисты: Б. Эйхенбаум (см.) и Б. Томашевский (см.). По существу, журнал не имел определенного лит-ого лица и явился лишь слабой тенью "Весов" (см.): это было время упадка символизма, когда говорили уже о его "заветах" (статья Вяч. Иванова). Зато отдел изобразительного искусства чрезвычайно вырос, включив в себя крупнейшие художественные силы того времени, к-рым было посвящено не мало монографий с многочисленными репродукциями.
Ив. Е.

Другие люди и понятия:

Апология

АпологияАПОЛОГИЯ — речь или письменное произведение, направленное к оправданию или защите кого- или чего-либо; таковы напр. Платоновская "А. Сократа" (оправдательная речь Сократа перед судом),… Полная информация

Апосиопеза

АпосиопезаАПОСИОПЕЗА — умолчание, перерыв в конце фразы. А. имеем мы, напр., в разговоре Хлестакова с городничим в "Ревизоре" Гоголя: "Да как вы смеете? Да вот я… я служу в Петербурге. Я, я, я…"…. Полная информация

Апостолов

АпостоловАПОСТОЛОВ Николай Николаевич [1890–] — исследователь творчества Л. Н. Толстого. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета, где получил премию за сочинение… Полная информация