А - Б
Бандуристы
БАНДУРИСТЫ — украинские странствующие музыканты, сменившие старинных кобзарей; как и последние, Б. получили свое название от музыкального инструмента, на котором они аккомпанируют своим "думам", историческим песням, "козацьким притчам", сатирическим и юмористическим стихам. В большинстве случаев это были слепцы-крестьяне, зарабатывавшие пропитание своим искусством. Бандура, сменившая в XVII в. старую украинскую кобзу, представляет собою многострунный музыкальный инструмент типа лютни.
Творчество бандуристов охватывает довольно значительный сюжетный материал, которым в разные времена разнообразно пользовались исполнители. Он содержит и религиозно-нравственные наставления, и исторические сказания, и жанровые картины, и политическую сатиру. История знает случаи тяжкой политической кары Б., осмелившихся поднять крестьянские массы своими песнями против дворянского своеволия. Такими Б. были Михайло Соковый, Про́коп Скяга и Василий Варченко, казненные за агитационное искусство, направленное против помещиков.
Стародавняя Украина знала целые цехи кобзарей и Б., связанных артельными статутами, своеобразными бытовыми узами, солидарностью и правильным распределением районов обслуживания. В некоторых районах Украины Б. зовут "рельниками" от слова реля (контаминированное — лира). В XVIII в. при дворах и у богатых помещиков содержался обычно целый штат Б., среди к-рых иногда встречались слепые крестьянки. Фаворит Елизаветы, Олексей Ро́зум, впоследствии гр. Разумовский, был вначале исполнителем украинских дум в помещичьей артели Б. Обычно мальчик-поводырь или мальчик-слепой заимствовали у своего Б.-учителя секреты его искусства, заучивали сотни стихов, баллад и поэм, десятки героических повествований, обучались игре на бандуре. Так готовилась смена старым Б.
В 70-х годах Русское географическое общество заинтересовалось этим родом творчества и произвело типическое изучение бандуризма на примере Остапа Вересая. Этот слепой — сын полтавского скрипача, родившийся в 1803 и помнивший наполеоновский поход, дожил до глубокой старости [ум. 1890]; в 1873 пел свои думы в Петербурге и рассказывал о трехлетнем обучении своему искусству. Его главными думами были исторические сказания об азовской неволе и сатира на сословную обособленность, на леность и глупость богатого люда. Однако мнение Юго-зап. отд. Географического о-ва, что Вересай является чуть ли не последним "кобзарем малорусским", нисколько не оправдывалось жизнью. Искусство Б. удержалось на Украине и после Вересая, а с установлением советского строя на Украине оно имеет явную тенденцию к широкому распространению и процветанию. Не так давно правительство УССР дало звание народного артиста республики замечательному Б. Кучугури-Курченке.
Библиография: "Правда", Письма Вересая к Кулишу, Львов, 1868; Русов А., Кобзарь Остап Вересай, I т. "Зап. Юго-зап. отд. геогр. о-ва", 1874, с портретом Вересая и нотами, Киев, 1874; Фаминцын А., Домра и сродные ей музыкальные инструменты, СПБ., 1891.
А. В.
Другие люди и понятия:
БАР Герман [Hermann Bahr, 1863–] — современный австрийский критик и писатель, идеолог лит-ого импрессионизма (см). Личность Б. — как бы живое воплощение принципа релятивизма. Его жизнь, критика и…
БАРАНЦЕВИЧ Казимир Станиславович [1851–1927] — беллетрист-народник из старинного польского аристократического рода. Дед Б. как участник польского восстания был повешен в присутствии жены и…
БАРАОНА де СОТО Луис [Luis Barahona de Soto, 1548–1595] — испанский поэт, прославившийся своей поэмой "Las lágrimas de Angélica o Primera parte de Angélica" [1856], написанной в подражание "Неистовому Роланду"…