А - Б
Бартель
БАРТЕЛЬ Макс [Max Barthel, 1893–] — немецкий писатель. Р. вблизи Дрездена в разорившейся мещанской семье, работал на фабрике. Много бродяжничал по Швейцарии и Италии. Примкнул к социал-демократическому рабочему движению. Затем стал писателем по профессии. Б. принадлежит к той группе соц.-дем. писателей, к-рая в Германии является общепризнанной, как "группа рабочих" писателей. К ней относятся кроме Б. такие писатели, как Петцольд, Брёгер, Лерш, Шёнланк, Энгельке и др. Это — писатели-выходцы из рабочей среды или сами рабочие, к-рые постепенно отрывались от рабочего класса и его идеологии. Воспитываясь на буржуазной лит-ре, они не сумели критически ее преодолеть. Их "революционность" не переходит обыкновенно границ мещанского индивидуализма. Во время войны 1914–1918 они были шовинистами.
Первые стихотворения Б. из жизни рабочих и бродяжничества были напечатаны в соц.-дем. печати. Большое место в них занимают описания природы, скитальчества, мечты, любовь и неопределенные призывы к братству и свободе. Первый сборник военных стихотворений "Verse aus den Argonnen" появился в 1916. Последующие сборники стихотворений: "Freiheit" [1917], "Revolutionäre Gedichte" [1919], "Utopia" [1920], "Arbeiterseele" [1920], "Die Faust" [1920], "Lasset uns die Welt gewinnen" [1920], сборник рассказов "Das vergitterte Land" [1922], пьеса "Der eiserne Mann" [1924].
По стилю Б. ближе, чем остальные писатели его группы, к старым традициям буржуазно-революционных поэтов середины XIX в. и соц.-дем. поэтов 80-х и 90-х годов прошлого века. В 1918 Б. примкнул к коммунистической партии. В это время им написано много прочувствованных революционных стихотворений, из к-рых можно указать на стихотворение "Петербург" — о русской революции, также на ряд рассказов в сборнике "Площадь народной мести", посвященном революционной России, и на книжку "Красный Урал", написанную во время пребывания в СССР. После 1923, когда революционная волна в Германии отхлынула, Б. уходит из компартии и возвращается в социал-демокрачическую. С этого времени буржуазная печать видит в Б. выдающегося "рабочего" писателя, "сближающего", а не противополагающего два мировоззрения — рабочее и буржуазное. В 1925 выходит автобиографический роман "Das Spiel mit der Puppe", в 1927 — роман "Der Mensch am Kreuz". В первом из них ярко выражено реформистское мировоззрение автора, во втором романе даны образы агитатора-коммуниста и католического священника; оба являются мучениками на кресте жизни. Эти два больших произведения, в особенности последнее, показывают, что автор, трактуя в них определенную проблему, не сумел подняться на подлинно художественную высоту: они схематичны. С отходом Б. от революции, свежая струя, к-рую он во время революции внес в рабочую литературу, исчезла из его творчества.
Библиография: Из произведений Б. на русск. яз. переведены: Сборник избранных стихов "Завоюем мир", перев. О. Мандельштама, Гиз, М. — Л., 1925; рассказы: "Машина смерти", (М., 1925), "Площадь народной мести", (Л., 1924), "Красный Урал" и др. и отдельные стихотворения в различных журналах.
А. Запровская
Другие люди и понятия:
БАРТО Агния Львовна [1904–] — детская писательница. Р. в Москве; дочь врача. Печатается с 1917. Первые стихи были напечатаны в детских журналах "Пионер", "Искорка" и "Кругосвет". Первая…
БАРЩЕВСКИЙ Ян [Barsczewski, 1794–1851] — польско-белорусский беллетрист и поэт. Его произведения на польском языке из белорусской жизни вышли в 4 томах в 1844–1846 под заглавием "Szlachcic Zawalnia, czyli Białoruś…
БАСЁ [1603–1694] — крупнейший представитель поэтического жанра "хайку" (см.); в японской лит-ре этот жанр неразрывно связан с его именем. Настоящее имя поэта Мацуо Тюдзаэмон Мунэфуса. По обычаю…