А - Б
Батайль
БАТАЙЛЬ Анри [Henri Bataille, 1872–1922] — французский драматург. Дебютировал стихами в стиле Роденбаха, с середины 90-х гг. почти всецело отдает себя театру. Его жанр — драма из быта светских кругов Парижа (часто связанных с крупной буржуазией); обычно на заднем плане так наз. "полусвет" или артистическая богема; порою этот полусвет является и центром действия ("La Possession" — "Обладание", Р., 1920, русск. перев. М., 1922). Столкновение страсти любящей женщины (центральная фигура его пьес) или влюбленного юноши с преградами жизни, с "долгом", законом и т. п. — обычная тема драм Б. Попутно Б. всегда умеет схватить злобу дня парижской театральной публики, будь то первый триумф Айседоры Дункан в Париже ("La Femme Nue" — "Обнаженная", Р., 1911, русск. перев. 1911) или кинопостановка "Атлантиды" Пьера Бенуа ("La Tendresse" — "Нежность", Р., 1921, русск. перев. 1922) и т. п. Порою затрагивается и политика, выводится и сам Б. (там же); о его изображении научного мира в "Les Flambeaux" — "Светочи" (Р., 1913, русск. перев. одновр.) см. А. Луначарский, "Театр и революция" (М., 1924), отд. "Парижские письма". О мировоззрении Б. трудно говорить — оно сводится к прописной морали современного французского общества — "плыть по течению" и "быть, как все порядочные люди". Б. сочетает фотографически-реальную живую речь с некоторой экстравагантностью и громадным мастерством в развитии интриги, являясь представителем "разговорной" традиции в драме; но как из сюжета, так и из яз. выброшено все, что не служит непосредственно театральному эффекту и развитию основной интриги (см. "Драма"). И потому его герои — в сущности не характеры, не типы, а роли: роль "любящей женщины" такого-то возраста и социального положения в понимании обыденного театра XX века для широкой публики, соответственная роль "мстителя", "благородного отца" и т. п.; эти герои говорят не более того, что полагается им сказать в данной ситуации. Опыты Б. в области "драматической поэмы" ("Soirée d’Amour" — "Вечер любви", Р., 1910, одновременно русск. перев. М.) только подчеркивают эту театральность: герои даже безыменны ("Lui", "Elle", "L’autre", etc. — "Он", "Она", "Другой" и т. д.). В "La Possession" Батайль доходит до "обнажения приема"; герой говорит: "пусть на сей раз мораль восторжествует".
Наиболее удачной из драм Б. можно считать нашумевшую в свое время "Maman Colibri" ("Мама птичка", 1904, одновр. русск. перев.). Женщина 39 лет, будучи любовницей юноши — товарища своего сына, уходит с ним от мужа, чтобы вскоре вернуться с разбитым сердцем в дом сына уже как "бабушка".
Популярность Б. на французской сцене — результат того, что его пьесы по существу своему — квинтэссенция взглядов, эмоций и вкусов парижского обывателя-буржуа; среди подобных же кругов имел успех Б. и на русской сцене. Упомянем еще, кроме перечисленных: "La Vierge Folle" ("Дева Неразумная", Р., 1910, русск. перев. М., 1910 и 1913); "Poliche" (P., 1911, русск. перев. "Под маской шута" одноврем., М.); "La Marche Nuptiale" (Свадебный марш, Р., 1908). См. Gaubert E., H. B., 1908.
А. Шабад
Другие люди и понятия:
БАТРАХОМИОМАХИЯ, т. е. "Война лягушек и мышей" — древнегреческая поэма в 304 стиха. Вероятнее всего она написана в начале V в. до христианский эры в духе одержавшей победу демократии; Б. —…
БАТУ Махмуд Хадиев [1903–] — узбекский литератор, происходит из бедной семьи ткача. По окончании в Ташкенте советской образцовой школы [1918] поступил на рабфак московского Плехановского…
БАТЮШКОВ Константин Николаевич [1787–1855] — поэт, непосредственный предшественник Пушкина. Воспитывался в петербургских французских пансионах. Был связан тесными дружескими отношениями с Н. И….