А - Б
Беллок
БЕЛЛОК Гилер [Hilaire Belloc, 1870–] — английский романист, француз по происхождению. Б. учился в Англии, после этого служил во французской артиллерии, закончил свое образование в Оксфордском университете, а с 1903 перешел в английское подданство. Б. происходит из аристократической семьи, бывшей особенно известной во времена войн Наполеона, в армии к-рого было 4 генерала из рода Б. С 1906 по 1910 Б. был членом парламента, затем редактировал журнал "Очевидец" вместе с братом писателя Честертона — Сесилем Ч.
Первая книга Б. "Стихи и сонеты" появилась в 1895, и с этого времени им написано свыше 60 произведений. Известность Б. дала его первая детская книга — "Книга для дурных детей о животных", за которой последовал во следующем году "Еще о животных — скверным детям". Второй цикл произведений Б. — философские путешествия: "Дорога в Рим" [1902], "Esto perpetua" [1906], "Холмы и море" [1906], "Пиренеи" [1909]. Первая книга — наиболее типичная для этого цикла. Заявляя, что о повседневном и заурядном художник писать не должен, Б. использует путешествия как повод для философских рассуждений, преимущественно о религии. Его положения: эра индустриализма разрушила всю привлекательность жизни, спасение от буржуазного общества — религия, в особенности же — католицизм и следование обычаям, освященным временем. Третий цикл произведений Б. — публицистика. В них Б. высказывается по текущим вопросам, защищая католицизм и религию вообще, отстаивая необходимость сильной монархии, поддерживаемой церковью, и выступая против капиталистического общества с типично аристократической и роялистской критикой. Из произведений этого цикла следует отметить: "Первое и последнее" [1908], "Ни о чем" [1908], "Обо всем" [1908], "Кое о чем" [1910], "О" [1923], "Евреи" [1922], "Парламент и монархия" [1920] и др. Памфлеты Б., в особенности же полемические ("Компаньон к „Очеркам истории“ Г. Уэльса", 1927 и др.), отличаются остротой полемических приемов и живостью. Четвертый цикл — исторические сочинения, в к-рых Б. извращает историческую действительность в классовых целях и особенно подчеркивает положительную роль церкви и монархии в развитии человечества ("Дантон", 1899; "Робеспьер", 1901; "Мария Антуанета", 1910; "Наброски по французской истории", 1925). С 1925 Б. начал опубликование многотомной "Истории Англии" (изданы томы 1, 2 и 3).
Б. — талантливый романист. Но он не посвятил своему классу ни одного произведения, что объясняется положением аристократии в современной Англии. Растворяющаяся среди буржуазии, переходящая постепенно в ее ряды, исторически уже не существующая, почти не определяющая социальной жизни Англии, все более и более теряющая свою классовую ортодоксальность, ограниченная интеллектуально, английская аристократия не может уже служить предметом положительного изображения. Если в прошлом веке она еще могла "выделить" художника, выражавшего ее позитивные устремления [Дизраэли (см.)], то теперь Мак Кенна (см.), Г. Уолпол (см.) и Д. Гелсуорси (см.) — более радикальные чем Б. писатели — являются художниками ее упадка. Реакционеры Б. и Д. Честертон (см.) не могут подойти к аристократии, как эти писатели, и в то же время как художники бессильны найти положительное в ее среде. Поэтому Б. направляет сатирические удары против буржуазии и "парвеню" ("Дом призраков", 1927) или же обращается к бессодержательному детективному роману ("Изумруд Екатерины Великой", 1926). Сатирические романы Б. — наиболее значительные произведения этого жанра в английской лит-ре XX в. В романе "Выборы мистера Клэттербека" [1908] Б. разоблачает сущность избирательной "демократической" системы и продажность партийных вождей; этому же посвящена написанная им в сотрудничестве с Честертоном книга "Партийная система" [1911]. В "Реформе кабинета" [1909] Б. дает колоритную картину политической жизни начала XX в., тщательно отыскивая ее отрицательные стороны. Используя в книге "Милостью Аллаха" (1922, русск. перев. 1926) приемы плутовского романа, Б. дает резкую сатиру на капитализм. В "Мистере Питре" (1925, русск. перев. 1927) Б. продолжает эту же обличительную линию в плане бытовом. Так, будучи субъективно врагом революции, Б. объективно, как художник, способствует развитию революционной лит-ры в Англии.
Библиография: I. M-r Clutterbuck’s election, L., 1908; A change in the Cabinet, L., 1909; The Mercy of Allah, L., 1922 (русск. перев. Милостью Аллаха, 1926); M-r Petre, L., 1925 (русск. перев. Мистер Питр, 1927).
Статья Мирского Д., о современной англ. лит-ре в журнале "Современный запад", кн. 2, 1923.
С. Динамов
Другие люди и понятия:
БЕЛОКОНСКИЙ Иван Петрович [1855–] — публицист, беллетрист, земский статистик. Сын лекаря. Как народоволец подвергался арестам и высылкам. В своих, не претендующих на художественность, очерках и…
БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. В области художественного творчества белорусская народность имеет богатый фольклор, разнообразную древнюю письменность и яркую лит-ру нового времени, зародившуюся…
БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК принадлежит к восточной (русской) ветви славянских языков (см.). В состав его вошли говоры древних радимичей, дреговичей, смоленских и полоцких кривичей и по новейшим…