Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - Б

К оглавлению

Антология

АнтологияАНТОЛОГИЯ [греч. — выбор цветов] — первоначальное название сборников избранных произведений древнегреческой поэзии. Из таких сборников одним из древнейших и первым по богатству и разнообразию содержания является сборник, составленный поэтом Мелеагром из Гадары (в Сирии) в I в. до христ. эры и названный им "Stefanos" (Венок). В него вошли, вместе с произведениями самого Мелеагра, песни, элегии и эпиграммы сорока греческих поэтов, начиная от классиков VII в. до христ. эры и кончая современниками составителя. "Венок" Мелеагра послужил образцом для всех последующих А. По примеру греческой А., это название перешло и к сборникам латинской поэзии, а также применяется и к собранию стихов в восточных литературах. Из латинских А. дошли до нас сборники поздних латинских поэтов в рукописях VI-XIV вв. Из них наиболее известна парижская рукопись, составленная в Африке в VI в. Первым издателем латинской А. был Иосиф Скалигер (Лейпциг, 1573). В первой половине XIX в. под А. разумели сборник античной поэзии. Дворянская лит-ра того времени изобиловала подражаниями этой поэзии. Отсюда возникло понятие антологической поэзии, к-рое развил Белинский (Полн. собр. сочин. под ред. С. А. Венгерова, т. VI, ст. "Гёте, Римские элегии"). Сущность этой поэзии он видел "не столько в содержании, сколько в форме и манере". Отличительными признаками антологического стихотворения, по его мнению, являются: "простота и единство мысли, способной выразиться в небольшом объеме, простодушие и возвышенность в тоне, пластичность и грация формы". "Антологическая" поэзия была у нас в большом ходу в первой половине XIX в. (Батюшков, Пушкин и поэты "Плеяды"). Впоследствии она возродилась у Фета, Щербины и Аполлона Майкова, а затем у символистов, особенно у Вяч. Иванова. В настоящее время слову "А." придается широкий смысл, означающий название вообще всякого сборника избранных произведений лит-ры как античной или восточной, так и современной, будь то проза или стихи, или изречения, афоризмы, мысли и т. п., так что под это название может подойти любая хрестоматия или "Чтец-декламатор". Появление А. нередко служит признаком упадка лит-ого творчества, как было напр. в античной поэзии. Спрос на А. в наше время объясняется главным образом потребностью ознакомления широких читательских масс с итогами лит-ры по образцам вследствие невозможности полностью охватить ее колоссальный объем.

Другие люди и понятия:

Антонович

АнтоновичАНТОНОВИЧ Максим Алексеевич [1835–1918] — лит-ый критик "Современника" [1859–1866]. Приобрел известность своей острой полемикой с журн. Достоевского: "Время" и "Эпоха", с журн. Писарева:… Полная информация

Антэпиррема

АнтэпирремаАНТЭПИРРЕМА [греч. ’αντεπιρρημα — противоречь] — часть парабазы (см.) древнеаттической комедии, соответствовавшая эпирреме (см.), в следующей симметрии: лирическая… Полная информация

Анценгрубер

АнценгруберАНЦЕНГРУБЕР Людвиг [Ludwig Anzengruber, 1839–1889] — немецко-австрийский писатель. Сын либерального мелкого чиновника, А. после смерти отца [1844] был вынужден рано оставить школу и служить в книжной лавке. С… Полная информация