Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - Б

К оглавлению

‘Арзамас’

'Арзамас'"АРЗАМАС" [1815–1818] — название литературного кружка, объединявшего сторонников нового "карамзинского" направления в лит-ре. "А." поставил себе задачей борьбу с устарелыми лит-ыми вкусами и традициями, защитники которых объединялись "Беседой любителей русского слова" (см. "Беседа"). Членами "А." были как писатели (Жуковский, Батюшков, В. Л. Пушкин, Вяземский, А. С. Пушкин и др.), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (братья Тургеневы, гр. Уваров, Блудов и другие). Большинство членов "А." еще до его основания были тесно связаны между собой давними дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного и в массе либерально настроенного после войны 1812. Их враги — члены "Беседы" — были реакционерами и консерваторами в области политики и литературы. В противовес бюрократической торжественности заседаний "Беседы" заседания "А." имели характер веселых дружеских сборищ. Название "А." было взято из пародии Батюшкова; все члены "А." наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (Жуковский — Светлана, Вяземский — Асмодей, Пушкин — Сверчок и т. д.).
На заседаниях "А." читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов "Беседы". С закрытием "Беседы" в 1816 полемический характер деятельности "А." потерял смысл. Арзамасцы попытались сделать работу кружка более серьезной и задумали издание журнала, к-рый должен был теснее сблизить членов кружка. Однако далее составления плана журнала дело не пошло. В 1818 "А." распался. Внешней причиной был разъезд многих его членов из Петербурга. Более глубокая причина, однако, заключалась не в этом. Издание журнала требовало большого труда; к нему члены "А.", в силу их дворянского происхождения, не были приспособлены; литературные собрания были для них забавой, а не нужным делом. Кроме того они по многим общественным вопросам оказались в разных лагерях, единства взглядов среди них не было. Вяземский дает следующую ценную характеристику значения "А.": "Это было новое скрепление лит-ых и дружеских связей, уже существовавших прежде между приятелями. Далее это была школа взаимного лит-ого обучения, лит-ого товарищества. А главное, заседания "А." были сборным местом, куда люди разных возрастов, иногда даже и разных воззрений и мнений по другим посторонним вопросам, сходились потолковать о лит-ре, сообщить друг другу свои труды и опыты и остроумно повеселиться и подурачиться". Надо еще отметить, что "А." культивировал в своих членах "лит-ый аристократизм", презрение к непонимающей "черни", т. е. широким кругам общества, и проповедывал искусство "для немногих", доверие к лит-ому вкусу "избранных". Эти тенденции "А." сильно сказались в дальнейшей деятельности его членов: Пушкина, Вяземского и др.

 Библиография:  Сидоров Е. А., Лит-ое общество "А.", журн. МНП, VI, VII, 1901, здесь также и библиография по "А." В. Нечаева

Другие люди и понятия:

Ариадна

АриаднаАРИАДНА — по греческому мифу — дочь критского царя Миноса. При помощи клубка ниток ("нить А.") она помогла греческому герою Тезею выйти из лабиринта (см. "Тезей"). Тезей, обещавший… Полная информация

Ариель

АриельАРИЕЛЬ — у пророка Исайи (29, 1, 2, 7) — поэтическое название древнего Иерусалима, отождествляемого с алтарем божьим. Позже А. — имя ангела. В еврейской, арабской и персидской демонологии А. — имя… Полная информация

Арион

АрионАРИОН [VII-VI в. до христ. эры] — греческий лирический поэт. С именем его связано введение в лит-ру дифирамба (см.); некоторые (не очень достоверные) источники приписывают ему выдающуюся роль в… Полная информация