А - Б
Арним
АРНИМ Ахим, фон [Ioachim (сокращ. Achim) von Arnim, 1781–1831] — немецкий поэт, друг Кл. Брентано (см.), Герреса и братьев Гримм, с которыми он образует второе поколение немецких романтиков, проникнутое националистически-реакционными тенденциями. Расцвет этой романтики относится ко времени совместного пребывания друзей в Гейдельберге [1804–1808]. Здесь А. и Брентано издают в 1805, под заглавием "Des Knaben Wunderhorn", немецкие народные песни, собранные ими во время путешествия по Рейну в 1802. Ставя себе единой целью реабилитацию презираемой до тех пор народной песни, издатели свободно обращаются с собранными ими материалами, среди к-рых наряду с собственно народной песней оказались песни Герхардта, С. Даха, Опица (см.) и др. поэтов XVI-XVII вв., ставшие народными. Эта художественная обработка достигла своей цели: "Des Knaben Wunderhorn" определяет все дальнейшее развитие немецкой лирики до конца XIX в.; певучие вольные ритмы немецкой народной песни преобладают над размерами классической метрики не только в немецкой поэзии, но — через творчество гениального ученика романтики Гейне (см.) — оказывают влияние и на метрику нового русского стиха (Блок). Другим памятником национально-исторического направления гейдельбергского кружка является "Zeitung für Einsiedler", издававшаяся А. в 1808. С распадением гейдельбергского кружка А. в 1808 возвращается в Берлин; в 1811 он женится на сестре Брентано (см. "Беттина"), вторую половину жизни проводит частью в Берлине, частью в своем поместьи Виперсдорф.
Представитель старого дворянства, носитель консервативных и националистических идей, убежденный протестант — А. являет своей жизнью и личностью резкий контраст с общими тенденциями романтизма. Отречение от романтических грез юности характеризует идеологию помещика, желающего сохранить "патриархальные" отношения с "1 200 душ, населяющими мои семь деревень".
Лит-ая деятельность А. многообразна; ему принадлежат романы: "Hollins Liebeleben" [1802], "Ariels Offenbarungen" [1804], "Armut, Reichtun, Schuld und Busse der Gräfin Dolores" [1810]; мистерия "Halle und Jerusalem" [1811]; ряд исторических драм ("Der Auerhahn", "Die Befreiung von Wesel", "Die Appelmänner", "Der Stralauer Fischzug", "Die Gleichen" и др.) и переделок старинных немецких и английских фарсов; бытовые, исторические и сатирические новеллы: "Der tolle Invalide" [1818], "Owen Tudor" [1821], "Frau von Saverne", "Fürst Ganzgott und Sänger Halbgott" и др. Высшим проявлением его художественного творчества являются: исторический роман "Die Kronwächter" [1817], фантастическая новелла "Isabella von Aegypten" [1811] и "Die Majoratsherren" [1820]. В развитии идей романтики для А. характерен разрыв с мистической эротикой старшего поколения "Gräfin Dolores" как протест против "Люцинды" Шлегеля (см.) и с магическим идеализмом Новалиса (см.) (осмеянным в образе путешественника во II ч. "Halle und Jerusalem"). В области формы этому соответствует отрицательное отношение к приему синкретизма ощущений (напр. к передаче слуховых ощущений зрительными образами и обратно), типичному для старших романтиков. Напротив, А. в своей лирике тяготеет к постоянному эпитету народной песни; в эпических же произведениях, наряду с развертываемым им богатством красочных образов, он охотно прибегает к игре света и теней, столь характерной для позднего романтизма. Певучая музыкальность яз. старших романтиков сменяется у А. жестким, подчеркнуто прозаическим периодом; только в ранних произведениях он применяет ритмическую прозу (ямбы в "Halle und Jerusalem"). Эта твердая прозаичность сказа дает особую убедительность тем образам, к-рые создает фантазия А. В противовес романтической идеализации родного прошлого А. выводит и комические, жизненно правдивые фигуры степенных бюргеров, городских приказных: превосходен в "Kronwächter" образ гениального забулдыги-ваганта Фауста. Наряду с экзотикой цыганских поверий ("Isabella von Aegypten") А. открывает немецкой романтике неизжитую еще до настоящего времени (ср. "Гойлем" Мейринка) экзотику еврейского гетто; он первый вводит в лит-ру мотив гойлема, каббалистические легенды об Ангеле смерти и др. ("Die Majoratsherren"). Необычайно богатая фантастика А., где встречаются мотивы средневековых народных еврейских поверий, сочетается с изображением действительности ("Halle und Jerusalem"), напр. Вечный жид проходит по улицам современного А. городка с его сутолокой, спорами студентов о защите диссертации и пр.); А. не видит в фантастике другого плана действительности, как это делает Гофман (см.), но мотивирует ее как символику истинного смысла жизни ("Die Majoratsherren"). Творчество этого своеобразного романтика еще ждет углубленной оценки.
Библиография: I. Полное собр. сочин. в 19 тт. вышло Berlin, 1839–1846; В 22 тт., Berlin, 1853–1856. Отдельные произведения издавались Minor’ом, Geiger’ом и Pfaff’ом. Избранные сочин. издавались много раз.
II. Помимо общих трудов по романтике: Steig R. und Grimm H., A. und die ihm nahe standen, 3 Bde, Stuttgart, 1894–1914; Lohre H., Von Percy zum Wunderhorn, Berlin, 1902; Sohulöe F., Die Gräfin Dolores, Lpz., 1904; Hartmann M., A. als Dramatiker, Breslau, 1911; Becker H., A. in den wissenschaftlichen und politischen Strömungen seiner Zeit, Berlin, 1912; Schünemann F., A.’s geistige Entwicklung in "Halle und Jerusalem", Lpz., 1912.
Р. Шор
Другие люди и понятия:
АРНО [Antoine Arnauld, 1612–1694] — крупнейший из деятелей янсенизма во Франции (см. "Французская лит-ра"). Один из основателей монастыря Пор-Руаяль, средоточия духовной жизни влиятельной группы…
АРНОЛЬД Мэтью [Sir Mathew Arnold, 1822–1888] — английский критик, философ и талантливый поэт. Сын ирландского учителя. Для его поэзии ("The Strayed Reveller and other new Poems", 1849; "Collected Poems", 1853) характерна…
АРНОЛЬД Эдвин [Sir Edwin Arnold, 1832–1904] — английский эпический поэт. Приобрел известность своей философской эпопеей "The Light of Asia" [1879] (русск. перев. "Свет Азии", СПБ., 1902), посвященной описанию…