Б - Г
Вилье де Лиль Адан
ВИЛЬЕ де ЛИЛЬ АДАН [Comte Jean-Marie-Matthieu-Philippe-Auguste Villiers de l’Isle Adam, 1838—1889] — французский писатель. Последний потомок одного из древнейших аристократических родов, В. провел почти всю жизнь в нужде, бросался во всевозможные авантюры (с его именем связано много легенд) и порою вынужден был добывать себе хлеб даже в качестве "ходячей рекламы" мануфактурной фирмы и т. под. способами. Умер почти нищим. В лит-ре В. выступил в 1858 стихами ("Deux Essais de Poésie"), затем перешел к драме, роману и новелле. Роман "Isis" появился в 1862; в 1865, 1866 и 1870 — драмы: "Elen", "La Révolte", "Morgane"; с 1866 печатал в периодических органах свои новеллы, объединенные в 1883 в сборнике "Contes cruels" (Жестокие рассказы), явившемся началом высшего расцвета его творчества; к этому периоду относится еще ряд сборников его новелл ("L’Amour suprême", 1886; "Tribulat Bonhomet", 1887; "Histoires insolites", 1888; "Nouveaux contes cruels", 1888), роман "L’Eve future" [1886] и драматическая поэма "Axël" [1889]. В. принадлежал вместе с Верленом (см.) и Маллармэ (см.) к той ветви Парнаса (см.), которая примкнула впоследствии к символизму; особенно близко стоял В. к Барбэ д’Оревильи (см.). Все творчество В., все его мировоззрение — живое отражение протеста против нового экономического уклада, против власти денег над каждым жизненным шагом человека, над всеми его помыслами и желаниями, к-рая так неприкрыто проявилась, когда во Франции пришла к власти буржуазия, и в особенности когда началась горячка роста крупной индустрии и банков, т. е. в период конца Второй империи и начала Третьей республики, в 60-е, 70-е гг. и в начале 80-х. Землевладельческая аристократия, сметаемая с общественной арены, могла лишь с ненавистью отнестись к новому строю. Сам же В. проникся ненавистью также и к культурным достижениям своей эпохи — к росту техники и положительного знания; ему чудилось, что они в грядущем превратят человека в машину; он язвительно высмеял это превращение в "Eve future" и во многих новеллах, проникнутых глубокой иронией. Выходом для В. явилось мистическое миросозерцание, превознесение ирреального над реальным. И этим определяется его художественная направленность мистика в условиях буржуазной современности. Два мистических течения владели В.: католицизм и оккультизм. Большое влияние на философские воззрения В. оказал Шопенгауэр с его пессимизмом и отрицанием жизни. В новеллах В. ирония является основным моментом в трактовке современных тем. "Жестокость" — мотив бессмысленного, немотивированного страдания — определяет собой тон вообще всех сборников В. Поистине бессмысленными и немотивированными представлялись ему страдания той общественной группы, к которой он принадлежал, в условиях нового строя. Многие из новелл В. отражают его оккультные тенденции и построены по принципу ирреалистической новеллы Эдгара По, оказавшего громадное влияние на творчество В.: под внешней, якобы реальной, сюжетной концепцией скрывается оккультная сущность сюжета; несмотря на возможность реального объяснения, факты сгруппированы так, чтобы заставить читателя не верить реальному объяснению. Сущность своей поэтики В. сам определил в словах: "если бы я не был парнасцем, я бы был классиком среди романтиков". И В., так часто разрабатывающий, подобно Э. По и Барбэ д’Оревильи, "новеллу ужасов", строит ее логически и лаконически; именно этим, а не нагромождением кошмаров, достигается то почти патологическое воздействие, которое новеллы В. производят на читателя. Влияние В. в мировой лит-ре очень значительно: особенно сказалось оно в 10-х и 20-х годах XX в. у писателей ирреального склада, типа Мак-Орлана во Франции, Г. Г. Эверса и Мейринка в Германии. К писательской группе, к-рая в 80-х гг. примкнула к В., относятся: Гюисманс, Э. Элло, Л. Блуа, Пеладан.
Библиография: I. Полное собр. сочин. В. изд. в 1922—1925 "Mercure de France"; на русск. яз. переведены: Тайны эшафота, из сб. "L’Amour suprême", M., 1902; Жестокие рассказы, СПБ., 1909, 1912; Новые жестокие рассказы, М., 1911.
II. Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Гурмон Реми, де, Книга масок, русск. перев., СПБ., 1913; Волошин Макс., Лики творчества, СПБ., 1914 (наиболее полная из русских работ о В.); Mallarmé S., Les miens, P., 1892; Gide André, Prétextes, P., 1905 и 1925; Chapoutot H., Villiers de l’Isle Adam, P., 1908; Rougemont E., de, Villiers de l’Isle Adam, P., 1910; Clerget F., Villiers de l’Isle Adam, P., 1913; Vander Meulen, L’idéalisme de Villiers de l’Isle Adam, P., 1925; Palgen R., Villiers de l’Isle Adam, auteur dramatique, 1925; Drougard E., "L’Intersigne" de Villiers de l’Isle Adam, Histoire du texte ("Revue d’hist. litt. de la France", P., 1927, № 1).
А. Шабад
Другие люди и понятия:
ВИЛЬМЭН Абель-Франсуа [Abel-François Villemain, 1790—1870] — французский историк и критик. Ученик философа Руайе-Коллара, В. был в числе той блестящей плеяды его учеников, к которой принадлежали Гизо,…
ВИНАВЕР Бруно [Winawer, 1883—] — современный польский писатель. В прошлом — автор ряда боевых и сатирических песен, очень популярных и в настоящее время среди рабочих. Его комедии в жанре Бернарда…
ВИНБАРГ Лудольф [Ludolff Wienbarg, 1802—1872] — немецкий писатель, сын кузнеца, учился в Кильском и Боннском университетах, воспитывался на идеях Шлейермахера и Гейне. Его первое произведение "Holland in den…