Б - Г
Вирши
ВИРШИ [от латинского versus — стих, польское — wiersz] — один из видов тонического стиха — духовного, а затем и светского, содержания, развивавшийся на Украине с конца XVI до начала XVIII в., а затем перешедший и в русскую литературу [конец XVII—XVIII в.]. К самым ранним из дошедших до нас относятся: В. на герб кн. Острожского, написанные Герасимом Смотрицким, его же "Предисловие к читателям Острожской библии" [1581], "Хронология" Андрея Рымши [1581], его же стихи в "Сборнике" братьев Мамоничей [1585], в Литовском статуте [1586] и в "Апостоле" тех же Мамоничей [1591], затем "Лямент дому княжат Острожских" [1603] и другие.
Литературная форма В. возникла сначала под влиянием правил греческой метрики, — сюда относятся своеобразные попытки изданной во Львове в 1351 грамматики "Адельфотес", а также "Грамматики" Лаврентия Зизания [1596] и Мелетия Смотрицкого [1619] (см. "Стиховедение" и "Силлабическое стихосложение"); затем, под влиянием польского силлабического стиха, В. приняли силлабический характер.
Как стихи В. характеризуются, с одной стороны, обязательным наличием рифмы, а с другой — значительной свободой ритма, и свободой в числе слогов и в расположении ударений напоминают украинские думы (см.), возникшие под их несомненным и непосредственным влиянием, что отчасти сближает их с рифмованной прозой (см.). Соизмеримость стиховых единиц виршей осуществлялась путем выравнивания их по константам (см.) — конечным ударениям; совпадая в правой своей константной части, В. выравнивают различие в силлабическом и тоническом строении своей левой части. Позднее в этом стихе развивается постоянная цезура, колебания в числе слогов значительно сокращаются, расположение ударений сводится к небольшому числу тонических конфигураций (что и определяет силлабическую урегулированность), и постепенно он переходит в обычный силлабический стих (см.). Аналогичным образом протекало между прочим и развитие польского силлабического стиха, только ко времени Кохановского [1530—1584] достигшего характерной для него равносложности.
Носителями виршевой поэзии являлись преимущественно учителя и ученики духовных школ и разного рода духовные лица, избиравшие темами виршей обычно религиозные события. Многие из этих В. были собраны позднее в "Богогласнике", изданном в Почаевской лавре [1790]. Позднее, наряду с духовными, развились и светские В., имевшие характер бытовой или сатирический; были вирши и характера исторического (например В. о Богдане Хмельницком, "Разговор Великороссии с Малороссией" С. Дивовича и ряд других).
Будучи чисто книжного происхождения (хотя и испытывая влияние народной словесности), В. в свое время однако сыграли значительную культурную роль. Во многих случаях они были непосредственно связаны с чисто народной лит-рой; так ряд исторических виршей перешел в народные "думы" (напр. В. о Богдане Хмельницком); многие В. перешли в народную "лирную" поэзию; сюда же относится развитие многих праздничных песен ("вірші різдвяні й великодні") и т. под. Несомненно также известное влияние В. на первые произведения новой украинской лит-ры — "Энеиду" Котляревского (см.).
В русской лит-ре возникновение В. связывалось обыкновенно с именем Симеона Полоцкого [1629—1680], однако В. встречаются и в более раннем периоде, что позволяет отодвинуть появление их в России к самому началу XVII века; уже в повести 1606, известной под названием "Иное сказание", встречается ряд отрывков, по построению восходящих к типу виршей; находятся такие же отрывки и в других повестях того времени у авторов, вышедших из состава братии Сергиевской лавры (связанной с Украиной), опиравшихся в своих опытах не только на украинские В., но и на народную поэзию, в которой [за вычетом элемента музыкальности, как раз в это время снижавшегося среди образованных слоев населения (см. "Стихосложение народное")] налицо были и силлабическая свобода, и тоническая неурегулированность, и выравнивание по константам, и спорадически возникавшая рифма, и т. п. С этой точки зрения влияние польского и украинского стиха представляется только сопутствующим моментом в образовании русских В., возникавших в связи с общим движением, начавшимся в XVII в. (которое еще Пыпин характеризовал как "эпоху поисков новых форм", в частности поэтических), вызванным значительными культурно-экономическими сдвигами этого периода.
Испытав в своем возникновении воздействие народной поэзии, вирши позднее, в свою очередь, оказывали на нее влияние. В. несомненно воздействовали на строение раешника (см.), a также на такие напр. произведения, написанные стихом тонического типа, как "Роман в стихах" (изд. Сиповским в его "Русских повестях XVII—XVIII вв."), "История о царе Давиде" (напеч. в "Памятниках русской драматической литературы эпохи Петра Великого" акад. Перетца, 1903) и др.
Библиография: II. Житецкий, Мысли о народных южно-русских думах, СПБ., 1893; Перетц В. Н., Малорусские думы и песни, 1899; Его же, Историко-литературные исследования и материалы, тт. I—III, 1900—1902; Ефремов С., Історія украінського письменства, Розділ III (здесь же обширная библиография вопроса); Грушевский, Історія украінської літератури, т. V. О русских В. см. Попов Н. И., К вопросу о первоначальном появлении виршей в сев.-русской письменности, "Изв. отд. русск. яз. и слов. Рос. ак. наук", СПБ., 1917, т. XXII, кн. 2.
Другие люди и понятия:
ВИТТЛИН Иосиф [Jozef Wittlin, 1896—] — польский поэт и переводчик. Участник мировой войны, В. выражает, нередко с необыкновенной силой, антимилитаристские настроения. Ужасам войны он однако ничего,…
ВИТФОГЕЛЬ Карл [Karl August Wittfogel, 1896—] — современный немецкий писатель, принадлежит к группе мелкобуржуазных интеллигентов, примкнувших во время революции к коммунистической партии…
ВЛАДИСЛАВЛЕВ И. В. [1880—] — псевдоним Игнатия Владиславовича Гульбинского, библиографа русской лит-ры. Редактировал "Библиографические ежегодники" (см.). Библиография: Кроме…