Б - Г
Вольнов
ВОЛЬНОВ Иван Егорович [1885—]. — Р. в селе Богородском, Орловской губ., в семье крестьянина-бедняка. В 1900 поступил в Курскую семинарию. В 1903 знакомится через земцев с нелегальной политической литературой и начинает принимать участие в политической борьбе. В эпоху политической реакции участвовал в террористической партизанщине. Период 1908—1910 проводит в Орловской каторжной тюрьме. В 1910 бежал из сибирской каторги за границу, где жил до революции 1917.
Первые рассказы В. напечатаны в журнале "Современник" [1911]. Они особого значения не имеют. Вольнов стал известен в 1912, когда появилась его замечательная крестьянская хроника "Повесть о днях моей жизни". Эта хроника, как и другие произведения В. — "Юность", "Встреча", — носят мемуарный характер. Все они без фабулы, но каждое из них проникнуто единством построения. "Повесть о днях моей жизни" и "Юность" можно рассматривать как хронику деревенской жизни в эпоху революции 1905. Изображая жизнь деревенских бедняков со всеми их маленькими радостями и большими страданиями, В. не вдается в описание этнографических подробностей сельского быта. Все здесь подчинено основному замыслу: показать неприглядные стороны крестьянской жизни, рассказать о том, как власть имущие угнетают обездоленных крестьян. В своих повестях В. отталкивается как от сентиментализма писателей-дворян и части народников, так и от аристократического пренебрежения к деревне, характерного, напр., для И. А. Бунина. Первая повесть дает историю страданий, отчаяния и скорби забитой деревни дореволюционной эпохи. Вторая — "Юность" — уже переносит нас в деревню, полную предреволюционного брожения. Проблема крестьянского движения могла разрешиться только в условиях дальнейшего развития капитализма. Этого не понимали народники, но это воочию показала эпоха девятисотых годов. Город, развиваясь капиталистически, втягивал в орбиту своего влияния деревню, к-рая различными нитями связывалась с ним. И только при наличии революционного движения в городах выходила из мертвого покоя и деревня. Эту картину и развертывает перед читателем В. в своей второй повести "Юность".
Из последних произведений Вольнова, написанных вновь в наиболее близком ему литературном жанре повествовательной хроники, следует отметить "Встречу". Этой хронике предшествуют по своей теме очерки "Самара". В обоих этих произведениях В., как бывший социалист-революционер, вступает на путь пересмотра своего отношения к сторонникам "учредиловки", вскрывая в повести "Встреча" всю трагикомедию промежуточных политических партий.
Представитель крестьянской интеллигенции, В. является в русской лит-ре интересным бытописателем деревни эпохи первой русской революции и выразителем настроений русского крестьянства эпохи пролетарской революции.
Библиография: I. Вольнов И., Собр. сочин., М. — Л., 1927, т. I, Повесть о днях моей жизни, т. II, Юность, т. III, На рубеже, т. IV, Встреча.
II. Войтоловский Л., Повесть И. Вольнова, "Киевская мысль", 1913, № 190; Григорьев Р., Опять мужики, "Наша заря", 1913, кн. 12; Тальников Д., При свете культуры, "Летопись", кн. 1, 1916; Клейнборт Л., Очерки народной литературы, Л., 1924; Кубиков И., Вступит. статья к собр. сочин. И. Вольнова, М. — Л., 1927.
И. Кубиков
Другие люди и понятия:
ВОЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКАЯ [licentia poetica] — право поэта в целях большей художественности "нарушать" как нормы общепринятого литературного языка, так и канонические формы развертывания сюжета. К…
ВОЛЬНЫЙ СТИХ [freie Verse, vers libéré], как и белый стих, представляет собою модификацию силлабо-тонического стиха (см.), принципиально от него не отличающуюся, но дающую частные отклонения. Такие…
ВОЛЬТЕР Мари-Франсуа [Marie-François Voltaire, 1694—1778] [настоящая фамилия Arouet; Voltaire — анаграмма "Arouet le j(eune)" — "Аруэ младший"] — один из крупнейших французских "просветителей" XVIII в., глава…