Б - Г
Ваккенродер
ВАККЕНРОДЕР Вильгельм Гейнрих [Wackenroder, 1773—1798] — немецкий писатель, ближайший друг Тика. Не претендуя на обоснованность своих взглядов, на создание эстетической теории, сознательно отказываясь от построения какой-либо системы идей, В. наивно, но отчетливо выразил в форме интимных высказываний — исповеди, записи своих впечатлений — идеологию ранних романтиков, те веяния времени, к-рые означали смену классицизма Гёте и Шиллера новым лит-ым направлением. Разложение "Римской империи немецкой нации" конца XVIII века, хозяйственная отсталость Германии, в которой капиталистические элементы были еще слабы, заставили идеологов бюргерства уйти в царство отвлеченной идеи, в мир прошлого. И В. в своих "Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders" (Сердечные излияния монаха, любящего искусство) впервые возвестил о тяге нового поколения бюргерской интеллигенции к родной старине, в средневековье, о влечении к католицизму с его пышным культом и к искусству, тесно связанному с этим культом. Год выхода книжки В. [1797] можно считать первой датой немецкого романтизма, вначале еще не дифференцированного и выявлявшего более или менее цельное мироощущение. "Сердечные излияния" составили небольшие лирические статьи об искусстве и художниках и повесть о неудачливом музыканте, Иосифе Берглингере, имеющая автобиографическое значение. В ней В. рассказал о своей жизни, полной порывов к творчеству и сомнений в своем призвании, отравленной непониманием окружающих. Внутренне объединяющее книжку настроение, — это благоговение перед искусством как божественным откровением. Искусство не мыслится В. вне связи с религией вообще и католицизмом в частности. Современная В. жизнь не могла создать такого религиозного искусства. Религиозность художественного творчества исключалась уже рационализмом нового времени, в особенности эпохи Просвещения. Отталкиваясь от этого рационализма, В. преклоняется перед средневековым искусством, не разобщенным, а связанным с религией. Вдумываясь в эту благотворную для него связь, В. усматривает в ней лишь выражение общей жизненной целостности на основе веры. Человек переходной эпохи, остро чувствующий неустойчивость и сложность современной ему жизни, В. создал себе идеализированное представление о средневековье, будто бы не знавшем противоречий разума и чувства, чуждом сомнений и внутреннего разлада: строгое деление сословного общества отводило каждому его место, ставило перед каждым определенную цель жизни. Искусство входило в эту органическую целостность как один из составных, ею порожденных и ее укрепляющих элементов. Отдельные виды искусства — поэзия, музыка, живопись и архитектура — также органически сливаются у В. воедино, в один грандиозный синтез. Синтетическое искусство, впервые провозглашенное В., стало мечтой романтиков, к-рую от них унаследовали близкие им по духу художники последующих поколений.
После смерти В. Тик издал в 1799 его "Phantasien über die Kunst für Freunde der Kunst" (Фантазии об искусстве для друзей искусства), прибавив к ним ряд своих статей, написанных в стиле "Фантазий". Тик обязан своему другу и идеей романа "Franz Sternbalds Wanderungen" (Странствования Франца Штернбальда) — повествование о путешествии, к-рое совершил один из учеников А. Дюрера в Рим (см. "Тик").
Стиль В. характеризуется типичными чертами раннего романтизма: приподнятостью, отсутствием образов элементарных ощущений, фрагментарностью изложения, в котором рассуждение переплетается с рассказом и описанием.
Ярко выраженная В. идеализация средневековья вообще и немецкого средневековья — в частности, возбудившая любовь и интерес к изучению национальной старины, имела огромные последствия в дальнейшей истории немецкого романтизма.
Влияние В. не ограничивается немецкой литературой; его произведения, переведенные в 1826 на русский язык, сыграли важную роль в развитии эстетических воззрений русского "любомудрия". Авторитет В. выдвигали русские романтики двадцатых-тридцатых годов XIX в. в своей борьбе против классической теории.
Его эстетических взглядов придерживались Шевырев и В. Ф. Одоевский. Идеализация родной старины, столь типичная именно для немецкого романтизма, ложится в основу "антизападнического" патриотизма русских славянофилов.
Библиография: I. Русск. перев.: "Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного", 1826, переизд. под ред. проф. П. Н. Сакулина, М., изд. К. Ф. Некрасова, 1914; Wackenroder W. H., Werke und Briefe, 2 Bde, Jena, 1910.
II. Браун Ф. М., Немецкий романтизм — в "Истории западной литературы", под ред. Батюшкова, т. I, M., 1912; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. В. Ф. Одоевский, т. I, М., 1913; Wölflin, Studien iur Literaturgeschichte, 1893; Koldewey K., Wackenroder und sein Einfluss auf Tieck, Lpz., 1904; Stoecker H., Zur Kunstanschauung des 18 Jahrhunderts von Winkelmann bis Wackenroder, Berlin, 1904; Hartmann H., Kunst nnd Religion bei Wackenroder, Tieck und Solger, Erlangen, 1916.
Ф. Ш.
Другие люди и понятия:
ВАКЫФ Молла Пенах [1717—1796] — тюркский поэт XVIII в. Р. в Казакском уезде Азербайджана. Был советником карабахского хана. Это определило характер его творчества: он воспевал в своих произведениях…
ВАЛЕРА и АЛКАЛА ГАЛИАНО Хуан [Juan de Valera y Alcala Galiano, 1827—1905] — один из крупнейших представителей испанской новеллистики второй половины XIX в., стоявший однако в стороне от господствовавших в его…
ВАЛЕРИ Поль [Paul Valéry, 1872—] — французский писатель. Р. в Сэтт. Детство В. прошло под сильным влиянием символистов, главным образом Маллармэ и Бодлера. С 1890 В., замкнувшийся в кругу собственных…