Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Г

К оглавлению

Верга

ВергаВЕРГА Джованни [Giovanni Verga, 1840—1922] — крупнейший представитель реалистического романа в Италии конца XIX века. Родился в Сицилии, в зажиточной буржуазной семье. Ранние романы В. [60—70-е гг.] носят сентиментально-мелодраматический характер, проникнуты лирическим настроением, а иногда приближаются к сенсационной беллетристике (лучший из них — "Storia di una capinera" — "Малиновка", 1869, написанный в эпистолярной форме). Романы эти еще чрезвычайно подражательны; весьма заметно влияние на них французов. В конце 70-х годов в творчестве В. происходит перелом. Он выступает как вождь "веризма" (см.), проблеме которого посвящено несколько его журнальных статей. Некоторое влияние при этом оказал на В. французский натурализм (Мопассан, Додэ, отчасти Золя). С 1880 по 1891 год он выпускает ряд сборников новелл (самый популярный из них — "Vita dei campi" — "Жизнь нивы", 1880), где дает ряд жанровых картинок и типов Сицилии (преимущественно сицилийской деревни), пишет роман "Il Marito di Elena" (Муж Елены, 1882) и цикл романов под общим заглавием "I Vinti" (Побежденные); по замыслу, романов было пять: 1. "I Malavoglia" (Семейство Малаволья, 1881), 2. "Mastro Don Gesualdo" [1888], 3. "La Duchessa di Leyra" (Герцогиня Лейра — неоконченн., 1891), 4. "L’onorevole Scipioni" (Благородный Шипиони), 5. "L’uomo di lusso" (Светский человек) — оставшиеся ненаписанными.
Для всего творчества В. характерно постоянное взаимодействие лирического, субъективного элемента и "веристского" принципа "объективной летописи". Первый выражается в большом количестве лирических тирад, в сильной примеси иронии и аффектации. Второй — в наибольшей степени выявлен в цикле "Побежденные": Верга изображает постепенный распад и разорение мелкобуржуазной сицилийской семьи Малаволья; глава семьи, Бастианаццо, обанкротился, часть членов семьи погибает, часть опускается "на дно". Психология страдания — момент, на котором Верга с особым вниманием останавливается. Все его романы проникнуты глубоким пессимизмом. В новеллах В. дает лаконичный, сжатый рассказ, с сильной драматизацией; описания у Верга всегда импрессионистичны. Центр тяжести в новеллах однако не лежит в фабуле; это — психология страдания и эмоциональные взрывы в самых разнообразных видах. В. почти не изображает коллектива; он всегда остается портретистом. Более того, он подчеркнуто "аполитичен"; он показывает, но никогда не оценивает, разве только путем иронии, что сближает его с Флобером, близким к нему по складу личности. Речь — главный момент в новеллах Верга; свой принцип новеллы он выразил в изречении: "Ascoltate, ascoltate, е saperete scrivere" (Слушайте, слушайте — и научитесь писать). Для Верга характерно и преувеличенное внимание к форме и отделке своих произведений, из-за чего остались неоконченными "I Vinti". Процесс распада мелкой буржуазии, угнетения и обеднения крестьянства, в особенности на родине Верга — Сицилии, усилившийся в стабилизированной буржуазной Италии 70-х и 80-х годов, после окончания национального периода объединения Италии, — вот те факты, которые вызвали к жизни творчество В. (см. "Веризм"). Влияние В. чувствуется в современном итальянском романе; своим учителем считают его Деледда, Папини, Пиранделло. Новелла Верга "La cavalleria rusticana" (Сельская честь) из "Vita dei campi" переработана им в драму (в "Сельской чести" впервые выступала Э. Дузе); драма была затем положена на музыку "веристом" Масканьи и пользуется всемирной известностью.

 Библиография:  I. На русск. яз.: Деревенские рассказы, "Отечественные записки", 1883 и 1884; Клейменый рыжий, Рассказ, М., 1895 и 1924; Муж Елены, Роман, М., 1900 и СПБ., 1904; Ева, Роман, М., 1900; Несчастье девушки, Роман, М., 1910; История одной малиновки, Роман, 1914; Обреченные, Сицилийские рассказы, М., 1927; Осел святого Иосифа, Рассказы, Л., 1927; Жизнь нивы, Избр. рассказы, ЗИФ, М., 1929 (печатается). На итальянск. яз., кроме упомянутого: Романы: Nedda, 1871; Eros, 1873; Tigre Reale, 1875; Dal tuo al mio, 1906. Поэзия: Poesie, 1872. Новеллы: Novelle Rusticane, 1883; Per le vie, 1884; I ricordi del Capitano d’Arce, 1886; Don Candeloro e C-ie, 1889; Vagabondaggio, 1891. Театр: Cavalleria rusticana, La Lupa, La caccia al Lupo, La caccia al Volpe (переработки новелл), Drammi intimi, 1884.
II. Gropallo L., Autori italiani d’oggi, G. Verga, Torino, 1903; Vossler K., Italienische Literatur der Gegenwart, Heidelberg, 1914; Russo L., Giovanni Verga, Napoli, 1920 e 1924; Его же, I Narratori italiani contemporanei, 1860—1926; Le più belle pagine di G. Verga, Auswahl aus seinen Schriften mit Anmerkungen di Prof. Antognoni O., Heidelberg, 1922; Scaglia N., G. Verga, Ferrara, 1922; Croce B., La letteratura della Nuova Italia, t. III (статья о Верга), 1913; Ojetti U., Alla scoperta dei letterati; Gillet L., Les lectures étrangères, 1925 (статья о Верга и его стиле); Grémieux B., Panorama de la littérature italienne contemporaine. 1928.
А. Шабад

Другие люди и понятия:

Вергани

ВерганиВЕРГАНИ Орио [Orio Vergani, 1898—] — современный итальянский прозаик. Основной темой творчества В. является жизнь города. Обычно герои произведений В. — музыканты джаз-банда, цирковые артисты и т. п…. Полная информация

Вергеланд

ВергеландВЕРГЕЛАНД Генрик Арнольд [Henrik Arnold Wergeland, 1808—1845] — один из крупнейших норвежских писателей-публицистов. Возглавлял радикальную национальную партию, боровшуюся за культурную независимость… Полная информация

Вергилий

ВергилийВЕРГИЛИЙ [полное имя — Публий Вергилий Марон — Publius Vergilius Maro, 70—19 до христ. эры] (написание Виргилий, возникшее в поздней древности и укрепившееся в эпоху гуманизма, неправильно) — римский поэт…. Полная информация