Г - Г
Годвин
ГОДВИН Вильям [William Godwin, 1756—1836] — английский писатель, сыгравший крупную роль в радикальном движении в Англии в эпоху Великой французской революции, оказавший глубокое и длительное влияние на европейскую политическую мысль. Многие понятия, выражения, термины, ставшие неотъемлемой частью политической азбуки, впервые четко сформировал и популяризировал Г. По литературной линии заслуга Г. — в осознании созревшей в обществе потребности в таком отвечающем моменту повествовательном жанре, который облегчил бы широкому читателю ознакомление с социальной проблемой и попытками ее решения. Г. — основатель школы английских социальных романистов. Следы его идеологического и лит-ого влияния видны у Шелли, Байрона, Бульвера, Бальзака и других.
Сын провинциального пастора, Г. предназначался к духовной карьере; получил суровое воспитание в духе кальвинизма. Однако, будучи еще в кальвинистском колледже, Г. обнаружил безразличие к теологии и интерес к общественно-политическим проблемам. По окончании колледжа Годвин недолго был пастором в провинции. В 1781 чтение французских философов (Руссо, Гольбаха, Гельвеция) склонило его к деизму, а потом к безбожию. В 1882 он порвал с церковью и, переехав в Лондон, стал идейным вождем кружка интеллигентных разночинцев. Члены кружка следили за французскими событиями, участвовали в английском революционном движении. Итоги своих размышлений Г. запечатлел в трактате "Исследование о политической справедливости" [1791—1793] и в начатом тотчас же [1793] романе "Калеб Вилльямс, или вещи как они есть". Цель романа — популяризация идей трактата, распространение благодетельных истин среди тех, кому недоступны ученые книги. Трактат стал предметом особого правительственного заседания, но не был изъят из обращения благодаря своей малодоступности как книга ученая и непомерно дорогая (3 гинеи).
Анархо-коммунист, Г. отвергает существующий общественный порядок как источник зла. Государство с его законами — орган угнетения одной части человечества ради благоденствия другой. Собственность — источник роскоши и пресыщения, нищеты и истощения, пороков и преступлений — ведет человечество к вырождению. Религия — средство порабощения. Причина зол — незнание истины; узнав ее, человечество станет свободным. Монархи и аристократия падут. Исчезнут собственность и неравенство. Не будет войн. Однако путь к этому светлому будущему не есть путь революции, насилия. Г. — просветитель, он верит в способность человечества к безграничному самосовершенствованию. "Разумно" организованный быт перевоспитает человека морально и физически. Эти идеи, систематически изложенные в трактате, высказывает в страстной тираде Калеб, а вся система образов романа иллюстрирует тезис о порочности общества, основанного на частной собственности, находящегося в состоянии непрерывной войны богатых против бедных. В основную тему — злоключения слуги (Калеб), преследуемого барином (Фолькланд), вплетаются родственные темы — злоключения и гибель притесняемых помещиком (Тиррэль) бедной родственницы (мисс Мэльвайль) и крестьян (Хайкинен, отец и сын).
Талантливо написанная книга имела колоссальный успех. Ею зачитывались, ей подражали (Шелли), ее пародировали (Вордсворт), переделывали для сцены (Кальман), на нее негодовали (Мальтус). В России — Н. Г. Чернышевский, писавший: "один из моих любимых писателей — старик Годвин", высоко ценил этот "роман без любви" ("Лит-pa и марксизм", 1928, III. Неизданные произведения Чернышевского). В пьесе "Железный сундук" (переделка) блистали лучшие актеры Европы и Америки (Грин, Тальма, Купер).
В 1794 Г. выпустил смелый памфлет в защиту 12 арестованных членов "Corresponding Society", чем способствовал их освобождению.
Другие произведения Г. менее значительны. Драмы — не сценичны. В романе "Флитвуд" автор вскользь дает картину быта и эксплоатации детей на фабрике, основная же тема романа — одиночество. "Сэнт-Леон" — роман из жизни средневековья. С 1795, с наступлением реакции, Г. замкнулся в узком кружке последователей и друзей. Консервативная пресса обвиняла его в нигилизме, атеизме, безнравственности, широкая публика постепенно забывала. Ему приходилось часто бороться с материальной нуждой. Только в 1831, за 5 лет до смерти, он получил от нового парламента синекуру.
Библиография: I. Сочин. Годвина, кроме указанных: Memoir of the author of the vindication of the rigths of women, 1797; Hectwood or the new man of feeling, 1805; Fables, Ancient and Modern, 1805; The looking glass, 1805; Faulkener, a Tragedy, 1807; Mandeville, 1817; Cloudesley, 1830; Thoughts on man, 1831; The lives of necromancers, 1834 и др.
II. Broon K. Ford, The life of William Godwin, L., 1926; Roussin, W. Godwin, P., 1913; Romus P., W. Godwin, Lpz., 1907; Brailsford H. H., Sezellay, Godwin and their Circle, L., 1913; Simon Helen, W. Godwin und M. Wollstonecraft, München, 1909; Saitzeff H., W. Godwin und die Anfänge des Anarchismus in 18 Jahrh., 1907.
Е. Корнеева
Другие люди и понятия:
ГОДИНЕР Ш. [1892—] — еврейский писатель. Р. в Минской губернии. С 1913 по 1920 провел в армии, на империалистической и затем гражданской войне на Украине, что и отразилось в его главных произведениях,…
"ГОЛЕМ" [евр. "Goilom"] — весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке ("Г."), созданном из глины для исполнения разных…
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич, граф [1848—1913] — поэт. Начал печататься в 1869. Кроме большого числа лирических стихотворений Г.-К. написал лирические поэмы — "Гашиш", "Старики",…