Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Г

К оглавлению

Гораций

ГорацийГОРАЦИЙ Квинт Флакк [Quintus Horatius Flaccus, 65—8 до христ. эры] — древнеримский поэт "золотого века" римской лит-ры. Его творчество охватывает революционную эпоху Рима конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Отец Г. — мелкий землевладелец, вольноотпущенник (бывший раб), сумел дать сыну солидное образование в школах Рима, откуда будущий поэт поехал для усовершенствования в науках в Афины. Там Г. попал в среду республикански настроенной аристократической молодежи. В 42 до христ. эры он, будучи сторонником республиканца Брута, принял участие в решительной битве при Филлиппах (в Македонии). После поражения республиканцев Г. вернулся в Италию. Его имение было конфисковано в пользу ветеранов. Не имея средств к существованию, он должен был стать писцом; с этого времени начинается его лит-ая деятельность. Вергилий вводит Г. в литературный кружок известного сотрудника Августа — Мецената (см.), к-рый делается его другом и покровителем, представляет его Октавиану и даже дарит ему новое поместье (близ теперешнего Тиволи). Из республиканца Г. становится приверженцем нового режима монархии, певцом Августа, в лице которого романтически настроенная интеллигенция, лелеявшая республиканский идеал, видела "восстановителя республики". И Октавиан старался приблизить Г. к себе как поэта-выходца из среды вольноотпущенников, — из той социальной группы, которая, богатея от торговли и вытесняя родовую аристократию, была надежной опорой нового режима и скоро приспособилась к нему. Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Г. приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, "золотую середину", умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Г. начал рассматривать явления жизни. И в тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Г. на сатирический лад. Такая философия вызывала у него, как и у многих его современников, романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних римлян. Она же отчасти определила и форму его произведений — форму разговора по образцу так наз. философской "диатрибы" — диалога с мнимым собеседником, возражения которого автором опровергаются. У Г. "диатриба" чаще видоизменяется в разговор автора с определенными лицами или, реже, в беседу разных лиц. Такова форма его "Сатир" [по-римски — сатира — "смесь" (первая кн. закончена в 35, вторая — в 30 г.). Г. сам называет их — "Разговоры"]. Это написанные гекзаметром беседы на разные темы, иногда в форме чистой "диатрибы". Они представляют собой сатиры в нашем смысле слова: или моралистического характера (против роскоши, зависти и пр.; о преимуществах деревенской жизни, с баснею о городской и сельской мыши, впоследствии переработанной Ла Фонтеном), или инвективы нефилософские, или просто описания. "Разговоры" Горация — настоящие "causeries"; в обстановке зарождающейся монархии в них нет чувства политической независимости, характерного для сатир Луцилия (см.), последователем к-рого Г. себя считал. Параллельно с сатирами Г. [с 41 по 30] писал "Эподы" — стихотворения, близкие по духу к сатирам, но написанные большей частью ямбическим двустишием (есть и другие размеры): в нем длинный стих заключается более коротким "эподом" (отсюда и название). В одних эподах — резкие инвективы, напр. нападки на римлян за продолжительную гражданскую войну, — в других отразилось романтическое бегство от современности (эп. 7 и 16), зов за океан "в страну блаженных" (эп. 16); некоторые эподы чужды политики: в них поэт воспевает прелести деревни (эп. 2), откликается на текущие события (эп. 8 — гимн победе Октавиана при Акциуме и т. п.). К сатирам и эподам примыкают "Послания" — написанные гекзаметром письма разным лицам, с к-рыми Г. так же "разговаривает", как и в "Сатирах". В 1 кн. развиваются любимые Г. темы философского характера, иногда в форме "диатрибы". Интереснее лит-ые письма 2 книги; среди них важно отметить "Послание к Пизонам" (Epistola ad Pisones), названное позднее "Ars poëtica" (см. "Поэтика"). Несколько особое место занимают чисто лирические стихотворения Г. — оды (три первых книги изд. в 22, а четвертая — в 13). По форме они отличны от диалогов, обычных у Г. (хотя и среди них встречается диалог в III, 9). Это иногда очень изящные, написанные разными размерами небольшие стихотворения, то отражающие перипетии любви поэта, то посвященные льстивому восхвалению Августа и его деяний, то проповедующие все ту же мораль умеренности и квиетизма. В 30 оде третьей кн. Г. сулит себе бессмертие как поэту (ср. "Памятник" Державина и Пушкина). Г. в "Одах" подражает по форме, а иногда и по содержанию, греческим лирикам: Алкею, Анакреонту, Пиндару и др., но разрабатывает свои темы, как римлянин времен Октавиана. Сделавшись придворным поэтом Августа, Г. в 18 г. до христ. эры написал по его заказу "Песнь столетия" (Carmen saeculare) для всенародного празднества, справлявшегося каждые 110 лет; это — прославление Аполлона и Дианы и молитва о могуществе Рима. — Г. далек от народной массы Рима; "Августов певец" (по выражению Пушкина), он "ненавидел невежественную чернь" (революция, как он сам сказал, заставила его презирать толпу). Г. вполне проявляет себя в "Сатирах", "Эподах" и "Посланиях": это — публицист, предпочитающий форму беседы, и поэт-реалист, в духе буржуазии торгово-капиталистического Рима. "Сатиры" и "Послания" — это в сущности большей частью проза, облеченная в мастерскую форму стиха; поэтичнее "Эподы", но и в них, подражая (не впервые в римской поэзии) ямбам Архилоха (см.), Г. значительно уступает этому греческому лирику в силе и безыскусственности. Своеобразно у Г. лишь эподическое построение. И в "Одах", иногда высоко поэтичных, нет страстности греческой лирики: Г., писавший эти произведения в зрелые годы, несомненно ниже в этом жанре Катулла (см.) по силе чувства и порыва. В метрическом построении од у Г., благодаря влиянию на него современных ему метрических теорий, уже нет свободы трактовки, характерной для его греческих образцов. В Риме Г. читали в школах, составляли комментарии к его произведениям, ему подражали. У него учились, его переводили в средние века, во времена "гуманизма". Но культ Г. начался с XVII в. Много заимствует из его "Ars poëtica" для своей "Поэтики" Буало [1674]; ему подражает Гёте, им восторгается Байрон (см. "Чайльд-Гарольд", "Дон-Жуан"), его изучают Лессинг и др. У нас подражал Г. в своих сатирах Кантемир (см.); увлекались им — Пушкин (перев. 7-й оды 2 кн. — "Памятник" и др.), Дельвиг, Майков и др.

 Библиография:  Изданий и переводов Г. огромное множество. Новое издание Heinze R., Lpz., 1921; Критич. изд. Volmer F., Lpz., 1921. Указание перев. и изд. см. у Schanz M., Gesch. d. röm. Liter., I, München, 1927. Полный (с незначит. проп.) русск. перев. А. Фета, М., 1883 (изд. 2-е, СПБ., 1898), перев. отдельных стихотв. в разных журналах (в "Гермесе" и др.); лучший перевод всех од — Порфирова П. Ф. (изд. 2-е, СПБ., 1902); см. указ. русск. перев. у Нагуевского Д. И., История римской литературы, т. II, Казань, 1925.
II. Руководящие пособия: Благовещенский H. M., Гораций и его время, Варшава, 1878 (не устар. до сих пор); Ribbeck, Gesch. d. röm. Dichtung, Stuttg., 1889; Stemplinger, Ed., Horaz im Urteil der Jahrhunderte, Lpz., 1921; Campbell A. V., Horace. A new interpretation, 1924.
Н. Дератани

Другие люди и понятия:

Горбачев

ГорбачевГОРБАЧЕВ Георгий Ефимович [1897—] — современный критик-марксист и деятель пролетарского лит-ого движения. Р. в Петербурге, в мелкочиновничьей семье. В 1914 поступил на филологический факультет… Полная информация

Горбов

ГорбовГОРБОВ Дмитрий Александрович [1894—] — литературный критик, член ВКП (б). Считает себя марксистом, "учеником классиков марксизма", что не соответствует действительности. Даваемые им… Полная информация

Горбунов

ГорбуновГОРБУНОВ Иван Федорович [1831—1895] — автор сцен из быта городского мещанства и крестьянства последней трети XIX в., рассказчик и актер. Биография Г., сына помещичьего дворового, тесно сплетается с… Полная информация