Г - Г
Готтшед
ГОТТШЕД Иоганн-Кристоф [Johann-Christoph Gottsched, 1700—1766] — известный немецкий писатель, критик, историк лит-ры и театра, культурный деятель, виднейший писатель и теоретик раннего Просвещения. Г. издавал журналы: "Die vern”unftigen Tedlerinnen" (Разумные хулительницы, 1725—1726, 2 тт.), "Der Biedermann" (Честный человек, 1727) — по образцу английских "моралистических" еженедельников, затем "Beiträge zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit" (Статьи к критической истории немецкого яз., поэзии и красноречия, 1732), "Neuer Büchersaal der schönen Wissenschaften und freien Künste" (Новая библиотека наук об изящном и свободных искусств, 1745—1754), "Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit" (Новое из области приятной учености, 1751—1762) — по вопросам эстетики и истории литературы. Художественное мировоззрение Г. носило узко рационалистический характер: в поэзии и лит-ре наибольшее значение он придавал поучительности. Он боролся с традициями Барокко, особое внимание уделяя реформе немецкой драмы, к-рую преобразовывал по французским классическим образцам. Готтшед был врагом всего вычурного, чрезмерно пышного, орнаментального. Он высказывался за ясность, простоту, "правдоподобность". Он изгнал из немецкой буржуазной лит-ры так называемые "Haupt und Staat-Aktionen", излюбленную драматическую форму Барокко, форму, перегруженную чисто зрелищными элементами. В истории немецкой лит-ры сыграла большую роль известная дискуссия между Г. и цюрихскими критиками Бодмером (см.) и Брейтингером по вопросам теории и направлений в искусстве. Последние выступили в защиту творческой фантазии, оправдывали введение элементов чудесного в художественные произведения (Мильтон). В дискуссии Г. потерпел поражение, к-рое было закреплено критикой Лессинга, позднее нападками деятелей периода "бури и натиска" на узко рационалистическую поэтику Г. Впрочем Лессинг, являвшийся крупнейшим немецким просветителем, во многом был близок Г., и только молодой Гёте, Гердер и другие "штюрмеры" окончательно подорвали его влияние в немецкой литературе.
Библиография: I. Основные произведения Г., кроме упомянутых: Готтшедова немецкая грамматика, вновь исправленная, 2-е изд., СПБ., 1769 (3-е изд., СПБ., 1791); Ausführliche Redekunst, 1728; Grundlegung einer deutschen Sprachkunst, 1748; Versuch einer kritischen Dichtkunst für die Deutschen, 1730; Deutsche Schaubühne, nach den Regeln der alten Griechen und Römer, 1740—1745 (6 тт., содержащих образцы драматических произведений: оригинал — самого Г., его жены, Шлегеля, и др. и перев. — Расина, Корнеля, Мольера, Гольберга и др.); драма "Der Sterbende Cato", 1732 (пользовалась большим успехом); Gesammelte Schriften, hrsg. von Eugen Reichel, Berlin, 1901.
II. Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877 (биография и перев. К. Случевского стих. "Языческий мир"); Wolf E., Gottscheds Stellung im deutschen Bildungsleben, 1895—1897, 2 в.; Waniek, Gottsched und die deutsche Literatur seiner Zeit, 1897; Reichel E., Gottsched, 1908—1912, 2 Bde.
III. Reichel E., Kleines Gottsched-Wörterbuch, 1902; Его же, Gottsched-Wörterbuch, I В., 1909.
Б. П.
Другие люди и понятия:
ГОТЬЕ Теофиль [Théophile Gautier, 1811—1872] — французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков, сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие в бравурных…
ГОУТОРН Натаниель [Nathaniel Hawthorn, 1804—1864] — северо-американский писатель. Первый роман Г. "Fanshawe" был им издан в 1828 за собственный счет и оказался настолько неудачным, что писатель впоследствии…
ГОУЭЛС Уильям Дэн [William Dean Howells, 1837—1920] — американский романист, поэт и критик, виднейший представитель школы так наз. "нежного реализма", основной принцип к-рого Г. сформулировал в…