Г - Г
Гримм
ГРИММ братья [Grimm] — Якоб [1785—1863] и Вильгельм [1787—1859] — знаменитые немецкие ученые, основатели германской филологии. Детство и юность провели в суровой бедности, почти нищете. Воспитание получили в одном из закрытых учебных заведений, соединявших благие намерения с нелепейшей программой; поступили затем, согласно воле родителей, на юридический факультет университета, вразрез с личными склонностями. По окончании его работали из-за куска хлеба в коллегиях и библиотеках, пока не получили профессорских кафедр и места в Академии наук. Наиболее ярким моментом в их политической жизни является отказ от присяги нарушившему конституцию королю Ганноверскому [1837], повлекший их изгнание из университета. Научные заслуги братьев Г. в разных областях знания огромны. Наряду с историей культуры и историей яз. Г. уделяли много внимания вопросам, имеющим более непосредственное отношение к литературоведению. В области сравнительной мифологии Якоб Гримм открывает исследованию новые материалы — мифологию континентальных немцев, указывая ее пережитки и в поверьях новейшего времени ("Deutsche Mythologie" — "Немецкая мифология", 2 тт., 1835; 2-е перераб. изд., 1844; 3-е, 1854; 4-е, под ред. E. H. Meger, 1875—1878). Большую роль в свое время сыграла и теория происхождения животного эпоса, изложенная Якобом Г. в предисловии к его изданию "Reinhart Fuchs" (Рейнеке Лис, В., 1834; ср. Колмачевский А. Л., Животный эпос на Западе и у нас, Казань, 1882).
Для истории немецкой литературы очень важны работы братьев Г. по изучению средневековых немецких текстов ("Der arme Heinrich" — "Бедный Генрих", 1815; "Rosengarten" — "Цветник", изд. В. Г., 1828; "Vrîdanks Bescheidenheit" — "Поучения Фриданка", изд. В. Г., 1834 и др.) и по переводу памятников других германских лит-р ("Altdänische Heldenlieder" — "Стародатские героические песни", перев. В. Г., 1811; "Lieder der Edda" — "Песни Эдды", 1815, новое изд., 1885); для понимания средневековой немецкой лит-ры имели в свое время большое значение положения Г. о естественной (народной и героической) и искусственной (куртуазной) поэзии; их взгляды по вопросу о делении средневековой немецкой лит-ры на периоды, о немецком героическом сказании изложены в работах: Jacob G., "Ueber den altdeutschen Meistergesang" (О старонемецком мейстергезанге, 1811); Wilhelm G., "Die deutsche Heldensage" (Германские героические сказания, 1829, издание 3-е, 1889) и др.
Но величайшая заслуга братьев Г. в области литературоведения — это реабилитация прозаической устной "народной сказки" и "сказанья" путем собирания и издания знаменитых "Kinder- und Hausmärchen" (Детские и семейные сказки, 1812, множество изданий) и менее известных, но сыгравших все же большую роль — "Deutsche Sagen" (Немецкие сказания, 1816, изд. 3-е, 1891). В сказке Г. открывают одну из древнейших форм человеческого творчества, один из драгоценнейших памятников "народного духа", отражение древнейшей мифологии народа и его древнейшей истории. В сказаниях они выявляют пережитки исторических преданий, раскрывают причины их географической локализации. Особенно настаивают собиратели на необходимости точной неприкрашенной записи сказок. В примечаниях к своему сборнику Г. отмечают многочисленные параллели, существующие между сказками различных европейских народов, и выдвигают гипотезу, по которой эти сходные черты являются общим наследием этих народов от их единого народа-предка (так наз. "арийская теория" Якоба Г.).
Влияние "Kinder- und Hausmärchen" Г. на развитие фольклористики огромно; можно сказать, что именно с этого сборника начинает свое существование наука о сказке (Märchenforschung) как особый отдел изучения устной словесности; недаром и в настоящее время фольклористика пользуется классификацией сказочных типов, в основном опирающейся на сборник Г. (Aarne A., Verzeichnis der Märchentypen, Helsing., 1911; F. F. Communic. № 1—4). И столь же большое значение имели в развитии сравнительного метода "примечания" братьев Г. из. к-рых в настоящее время выросли три толстых тома исследования Bolte u. Polivka, "Anmerkungen zu den Kinder- und Hausmärchen" [1914—1918], систематизирующего весь огромный материал общих сюжетов и мотивов вокруг сборника бр. Гримм. Правда, "арийская теория" Якоба Г. довольно скоро уступает место менее рискованным научным теориям: "теории заимствований" Бенфея (см.), "антропологической теории" Ланга (см.). Но все же за Г. остается незабываемая заслуга — первая попытка сравнительного изучения сказок.
Наряду с реабилитацией сказки как объекта литературоведения, сборник Г. реабилитировал сказку и как форму художественного творчества. Г. заставили впервые взрослого "образованного" читателя оценить специфические формы сказочного стиля, ввели их в лит-ру. Отсюда — огромное влияние сборника Г. на форму лит-ой художественной сказки XIX в. В этом отношении особенно поучительно сопоставление сказки старших романтиков (Тика и даже Брентано и Гофмана) со сказками Гауффа и в особенности Андерсена.
Библиография: I. Из русск. перев. "Сказок" бр. Гримм надо указать: Сказки, иллюстр. Ф. Грот-Иоганном и Р. Лейнвебером, перев. под ред. П. Н. Полевого, изд. Маркса, СПБ., 1893; Сказки и легенды, перев. А. Фридман, 2 тт., с рис., изд. О. Поповой, СПБ.; Briefwechsel der Brüder J. u. W. Grimm mit K. Lachmann, hrsg. von A. Leitzmann, mit einer Einleitung von K. Burdach, 2 Bde, 1925—1927; Kinder- und Hausmärchen, Vorwort v. Max Cornicelius, Volksbildungsverein, Wiesbaden, 1927; Kinder- und Hausmärchen, mit 75 Holzschnitten von Ludwig Richter, Hegel & Schade, Lpz., 1927; Märchen, Urfassung nach der Original Handschrift der Abteil. Oelenberg im Elsass, hrsg. von J. Lefftz, Heidelberg, C. Winter, Berlin, 1927.
II. Фелькель Ю., Бр. Гримм, "Атеней", 1858, XLVII, XLVIII; Шерер В., История немецкой литературы, т. II, СПБ., 1893; О влиянии бр. Гримм на русскую науку см. у Пыпина А. Н., История русск. этнографии, т. II, СПБ., 1891; Duncker A., Die Brüder Grimm, Cassel, 1884; Steig R., Cl. Brentano und die Brüder Grimm, St., 1914; Schultz F., Die Märchen der Brüder Grimm in der Urform nach der Handschrift herausg. (2 Jahresausgabe der Frankfurter Bibliophilen-Gesellschaft), 1924. См. также "Сказка".
Р. Шор
Другие люди и понятия:
ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН Ганс Якоб Кристоффель [Hans Jacob Christoffel v. Grimmelshausen, 1625—1676] — немецкий писатель XVII в., автор популярного романа "Приключения Симплициссимуса" (Der abenteuerliche Simplicissimus, 1668). Сын…
ГРИН Александр [1880—] — псевдоним Александра Степановича Гриневского, беллетриста. Р. в семье мелкого служащего, поляка (мать — русская). "Талантливый эпигон Гофмана, с одной стороны, Эдгара…
ГРИНЕВИЧЕВА Катря — украинская писательница, выступившая в 1903 во Львове с полемическими статьями в защиту символизма в украинской литературе. Идейно примыкала к нашумевшей в Галиции группе…