Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Г

К оглавлению

Гаршин

ГаршинГАРШИН Всеволод Михайлович [1855—1888]. — Р. в старой дворянской семье. Детство провел в военной среде (отец его был офицером). Уже ребенком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие (впоследствии страдал приступами нервного расстройства). Учился в Горном институте, но курса не окончил. Война с турками прервала его занятия: он поступил добровольцем в действующую армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку, отдался лит-ой деятельности. В 1880, потрясенный смертной казнью молодого революционера, Г. заболел психически и был помещен в лечебницу для душевнобольных. В восьмидесятых годах припадки стали учащаться, и в один из приступов он бросился в пролет лестницы с четвертого этажа и разбился на смерть.
На литературное поприще Г. выступил в 1876 с рассказом "Четыре дня", сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящен целый ряд рассказов: "Денщик и офицер", "Аяслярское дело", "Из воспоминаний рядового Иванова" и "Трус"; герой последнего мучается в тяжелой рефлексии и колебаниях между стремлением "принести себя в жертву за народ" и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Г. написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни. "Происшествие" и "Надежда Николаевна" затрагивают тему "падшей" женщины. В "Attalea Princeps" в судьбе пальмы, рвущейся на свободу и погибающей под холодным небом, Г. символизировал судьбу террористов. В 1883 появился один из замечательнейших его рассказов — "Красный цветок". Герой его, психически больной, борется с мировым злом, к-рое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено все зло мира. В "Художниках" Гаршин, разоблачая жестокость капиталистической эксплоатации, ставит вопрос о роли искусства в буржуазном обществе и борется против теории чистого искусства. Сущность капиталистического строя с доминирующим при нем личным эгоизмом ярко выражена в рассказе "Встреча". Г. написал еще ряд сказок: "То, чего не было", "Лягушка-путешественница" и др., где та же гаршинская тема о зле и несправедливости разработана в форме сказки, исполненной грустного юмора.
Г. узаконил в лит-ре особую художественную форму — новеллу, к-рая получила полное развитие впоследствии у Чехова. Сюжеты новеллы Г. несложны. Она построена всегда на одном основном мотиве, развернутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определенности. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Г. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (напр. "Происшествие", "Художники", "Трус", "Надежда Николаевна" и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.
Драматизм действия заменен у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу "проклятых вопросов", драматизмом переживаний, к-рые и являются основным материалом для Г.
Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определенность выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. "Жарко. Солнце жжет. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо" ("Четыре дня"). Широкий охват социальных явлений не удавался Г., как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было "претерпеть". Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое "свое". И это определяло все особенности его художественной манеры. "Свое" для поколения передовой интеллигенции 70-х гг. — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Г. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за нее спасаются герои Г., как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжелую участь… В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина ("Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…" — "Воспоминания рядового Иванова"). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода не знал писатель. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Г. в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

 Библиография:  I. Первая кн. рассказов, СПБ., 1885; Вторая кн. рассказов, СПБ., 1888; Третья кн. рассказов, СПБ., 1891; Сочин. Гаршина в I т., 12-е изд. Лит-ого фонда, СПБ., 1909; То же, в прилож. к журн. "Нива" за 1910; Рассказы с биогр., написан. А. М. Скабичевским, изд. Лит-ого фонда, П., 1919; Собр. сочин., изд. Ладыжникова, Берлин, 1920; Избранные рассказы, Гиз, М., 1920; Рассказы, под ред. Ю. Г. Оксмана (гот. к печати в изд. Гиза).
II. Сборники о Гаршине: "Красный цветок", СПБ., 1889; "Памяти Гаршина", изд. журн. "Пантеон лит-ры", СПБ., 1889; В прилож. к собр. сочин. Гаршина (изд. "Нива") воспоминания В. Акимова, В. Бибикова, А. Васильева, Е. Гаршина, М. Малышева, Н. Рейнгардта, Г. Успенского, В. Фаусека и автобиограф. заметка Гаршина; Арсеньев К. К., Критические этюды, т. II, СПБ., 1888; Михайловский Н. К., Сочин., т. VI; Скабичевский А. М., Сочин., т. II; Протопопов М., Литературно-критич. характ., СПБ., 1896; 2-е изд., СПБ., 1898; Златовратский Н., Из литературных воспоминаний, Сб. "Братская помощь", М., 1898; Андреевский С. А., Литературные очерки, СПБ., 1902; Баженов, Психиатрические беседы, М., 1903; Волжский, Гаршин как религиозный тип; Очерки реалистического мировоззрения, 1904, ст. Шулятикова "Восстановление разрушенной эстетики"; Коробка Н. И., Гаршин, "Образование", 1905; XI—XII; Айхенвальд Ю. И., Силуэты русских писателей, в. I, М., 1906; Чуковский К. И., О Всев. Гаршине, "Русск. мысль", 1909, XII и в кн. "Критические рассказы. В. Г. Короленко, Гаршин, История русск. лит-ры", изд. "Мир" III. Венгеров С., Источники словаря русск. писателей, т. I, СПБ., 1900; Мезьер А. В., Русск. словесность с XI по XIX ст. включит., ч. II, СПБ., 1902; Языков Д., Обзор жизни и трудов покойных русск. писателей, вып. VIII, М., 1909 (и дополн. в след. вып.); Бродский Н., Новое о Гаршине (Обзор статей, появившихся к 25-летию со дня смерти Гаршина), в журн. "Голос минувшего", 1913, V; Владиславлев И. В., Русские писатели, 4-е изд., Гиз, 1924; Его же, Лит-pa великого десятилетия [1917—1927], т. I, Гиз, 1928.
С. Каценельсон

Другие люди и понятия:

Гаспринский

ГаспринскийГАСПРИНСКИЙ Измаил-Бей [1851—1914] — крупный татарский общественный деятель, публицист, беллетрист, реформатор старометодной религиозной школы и идеолог панисламизма в царской России. Р. родился… Полная информация

Гастев

ГастевГАСТЕВ Алексей Капитонович [1882—] — пролетарский поэт. Р. в Суздале, в семье учителя. В детстве лишился отца и рано начал жить самостоятельно. Работал слесарем, за участие в революционном… Полная информация

Гатуев

ГатуевГАТУЕВ Дзахо [1892—] — современный писатель-осетин. Написал на русском языке ряд исторических повестей, изображающих жизнь горцев (преимущественно чеченцев и ингушей), быт и нравы их. Важнейшая… Полная информация