Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Г

К оглавлению

Гейзе

ГейзеГЕЙЗЕ Пауль [Paul Heyse, 1830—1914] — немецкий писатель. Вместе с Э. Гейбелем, Ф. Боденштедтом, Т. Лингом и другими образовал так наз. Мюнхенский кружок поэтов-эстетов, сторонников чистого искусства. Идеологически Г. выражает идеи немецкой буржуазии после революции 1848 г., когда ее основным лозунгом стало примирение с реакцией и отказ от политической борьбы. Победоносное шествие индустриализма и техницизма выразилось — в буржуазной идеологии — в вульгарном материализме, освободившем бюргерство от дальнейшего завоевательного наступления на идеологическом фронте, оправдывавшем эпикурейские настроения. В литературе буржуазия требует отказа от политики, от социальных проблем; чем дальше писатель находился от социально-политических вопросов, тем большим художником он считался. Творчество Г., бывшего раньше политическим поэтом, — апология этого "чистого", "антитенденциозного" искусства. Произведения Г. проникнуты эротикой, стремлением к эстетизации жизни. Психология послереволюционного бюргерства выражена в повести "Последний кентавр", где проповедуется "языческое" наслаждение жизнью. Г. писал очень много. Некоторые стихи в его лирических сборниках ("Skizzenbuch" — "Книга набросков", "Lieder und Bilder" — "Песни и картины", 1877; "Verse aus Italien" — "Итальянские стихи", 1880 и др.), как напр. "Auf den Tod eines Kindes" (На смерть ребенка) или "Ueber ein Stündlein" (Через час), принадлежат к лучшим образцам немецкой лирики. Как драматург он также был весьма продуктивен, но не имел большого успеха (трагедии — "Meleager", 1854; "Hadrian", 1865; "Hans Lange", 1886; "Colberg", 1868 и "Maria Magdala", 1899; русский перевод Н. Бронштейна, "Мария из Магдалы", драма М., 1907); темы взяты частью из отечественной истории, частью из Библии. Ему также принадлежит ряд романов, из которых особенно большим успехом пользовались: "Kinder der Welt" (1873; Дети века, русск. перев. С-вой, 2 тт., СПБ., 1873), где изображена эмансипация немецкого бюргерства от прежнего пессимизма, и "Im Paradiese" (1875; русск. перев.: В раю, роман, под ред. Ранцова, 2 тома, СПБ., 1876), где описывается жизнь мюнхенских художников-эстетов. Другие романы ("Ueber allen Gipfeln" — "Над всеми вершинами", 1895 г.; "Die Geburt der Venus" — "Рождение Венеры", 1909 и др.) — слабее.
Из произведений Г. наибольшее значение для немецкой лит-ры имеют его многочисленные новеллы (свыше 100). Некоторые из них, как "L’ Arrabiada" [1853], "Andrea Delfin" [1862] или "Der Salamander" [1867], считаются наравне с новеллами Т. Шторма и Г. Келлера классическими в формально-художественном отношении. Г. также известен своими удачными переводами с итальянского ("Italienisches Liederbuch", 1860, "Ital. Dichter seit der Mitte des 18 Jahrhunderts, 1889—1890"; 4 тт. "Ital. Volksmärchen", 1914) и испанского ("Spanisches Liederbuch", 1852). Вместе с Г. Курцем он издал "Deutscher Novellenschatz" (Сокровища немецкой новеллы, 1870—1876, 24 тт.), "Novellen des Auslandes" (Новеллы других стран) и др. Радикальное, мелкобуржуазное движение натурализма, снова выдвинувшее социальные вопросы, относилось к Г. отрицательно, как к эпигону; он, в свою очередь, изобразил героев нового движения сатирически в своем романе "Merlin" [1892]. Важны для понимания Г. его воспоминания "Jugenderinnerungen und Bekenntnisse" (Воспоминания юности и признания, 1900).

 Библиография:  I. Русск. перев., кроме указанных в тексте: Несчастная Елена и слепые, перев. Хашкеса, СПБ., 1875; Маркиза, М., 1878; Она ждала, Новелла, М., 1891; Собр. сочин. Гейзе, т. I. В раю, перев. Ю. Айхенвальда, под ред.
А. Гретман; т. II. Дети века, перев. А. Гретман, изд. Н. Клочкова, М., 1911—1912; Gesammelte Werke [1871—1914], 38 тт., новое изд., 1924, 15 тт.; Dramatische Dichtungen, 1864—1905, 38 тт. Переписка с Т. Штормом (hrsg. von G. Plottke, 1917—1918), с Г. Келлером (hrsg. von Kalbeck, 1914).
II. Брандес Г., П. Гейзе, статья в сборнике "Новые веяния" (Moderne Geister), СПБ., 1889 (и в "Собр. сочин." Брандеса, изд. "Просвещение"); В. М. Р., Из истории немецкой лит-ры XIX в., журн. "Русск. мысль", 1890, XI; Корш В., Всеобщая история лит-ры, т. IV, СПБ., 1892; O. Kraus, P. Heyse’s Novellen und Romane, 1888; Petze E., Paul Heyse als Dramatiker, 1904; Его же, Paul Heyse, ein deutscher Lyriker, 1913; Klemperer V., Paul Heyse, 1910; Raff Heb, P., Heyse, 1910; Spiero, Paul Heyse, 1910; Farinelli, Paul Heyse, 1913; Rose E., Das soziale Empfinden Paul Heyse’s, 1926; Zincke P., Paul Heyse’s Novellentechnik, 1927.
Ф. Шиллер

Другие люди и понятия:

Гейне

ГейнеГЕЙНЕ Генрих [Heinrich Heine, 1797—1856] — знаменитый немецкий поэт и публицист. Р. в семье обедневшего еврейского купца в Дюссельдорфе. Первоначальное воспитание Г. получил в местном католическом лицее,… Полная информация

Гейнзе

ГейнзеГЕЙНЗЕ Иоганн-Якоб-Вильгельм [Johann-Jakob-Wilhelm Heinse, 1746—1803] — немецкий поэт и писатель эпохи "бури и натиска". Известен романами: "Ardinghello, oder die glückseligen Inseln" (Ардингелло или счастливые… Полная информация

Гейнике

ГейникеГЕЙНИКЕ Курт [Heynicke, 1859—] — современный немецкий писатель; сын рабочего, Г. примкнул к наиболее левой группе первого поколения экспрессионистов, но воспринимал революцию… Полная информация