Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Г

К оглавлению

Геннекен

ГеннекенГЕННЕКЕН Эмиль (произносится Эннекен) [Emile Hennequin, 1858—1888] — французский критик. Известность Г. доставила его книга "La critique scientifique" (русск. перев. — "Опыт построения научной критики", СПБ., 1892), в которой он устанавливает основные принципы "эстопсихологического" метода исследования литературных явлений.
Г. исходит из того положения, что лит-ые произведения следует рассматривать с трех точек зрения: эстетической, психологической и социологической. Исследователь литературы должен прежде всего выяснить особенности эмоций, возбуждаемых данным произведением, и средства (язык, персонажи, сюжет, композиция и т. д.), к-рыми они вызываются; затем обрисовать свойства психики писателя, находящие свое объяснение в особых свойствах его мозга, и наконец установить связь, существующую между художником и обществом. Г. утверждает, что художник не зависит от общественной жизни. Полемизируя с Тэном (см.), он указывает на то, что одна и та же эпоха давала совершенно разных писателей (напр. Л. Толстой и Достоевский), даже одна и та же среда (Еврипид и Аристофан и др.); писатель часто ничего общего со своей эпохой и средой не имеет. Центр тяжести не в них, породивших того или другого художника, а в его таланте. С его появлением начинается "игра притяжений и отталкиваний". Связь художника с обществом заключается лишь в наличии у художника почитателей, поклонников. С точки зрения Г., те произведения оказывают воздействие, к-рые воплощают психические особенности, однородные с психическими особенностями читателя. По памятникам искусства можно восстановить психологию общества, но не потому, что общественная среда обусловливает их появление, а вследствие того, что они группируют вокруг себя людей, родственных по складу психики.
В игнорировании вопросов генезиса литературных явлений и заключается слабость теории Г. Говоря о взаимоотношениях писателя и его почитателей, Г. однако принужден признать, что то или другое отношение читателя к произведению обусловлено опытом, т. е. теми условиями, в которых читатель живет. Что с точки зрения дворянина — реально, правдиво, то с точки зрения рабочего представляется фальшивым, ложным, и следовательно нехудожественным, — признанием этого Г. по существу сам в значительной мере разрушает свои построения. Если восприятие произведения зависит от условий жизни, то и сама "родственность душ" есть результат этих условий. С другой стороны, если известная психическая организация читателей создается условиями общественной жизни, среды, то нет основания делать исключение и для психической организации писателя. Г. в своей критике тэновской теории влияния общественной среды на художника открыл ее наиболее уязвимые пункты (недифференцированность понятия "общественная среда") и поставил вопросы, к-рые смогло разрешить лишь марксистское литературоведение. Первая задача эстопсихологического изучения — это анализ составных частей произведения: того, что оно выражает, и способа выражения. Вторая — это построение на основе научной психологии психо-физиологической гипотезы, уясняющей при посредстве данных, добытых указанным анализом, интеллект, выражением к-рого эти данные являются. Наконец — исследователь рассматривает всякое произведение как выражение психологии тех, кому оно нравится. При всей социологической неточности этих формулировок в них ценно главное: Г. идет к общественной психологии. В основе его психологического изучения лежит анализ поэтического произведения, того, что оно выражает, и способа выражения. Это сближает методологию Г. с современным научным литературоведением.
Теория Г. вызвала в свое время интерес среди русских литературоведов. Убедительной критике подверг ее К. К. Арсеньев.

 Библиография:  I. Произв. Геннекена, кроме указанных в тексте: "Ecrivains francisés" (характеристики Диккенса, Эд. По, Гейне, Достоевского, Толстого), P., 1889 и "Quelques écrivains français", P., 1880, вышедшие уже после его смерти.
II. Арсеньев К. К., Новый опыт построения научной критики, "Вестник Европы", 1888, XI; Его же, Научная критика и ее применение, "Вестник Европы", 1889, V; Евлахов А. М., Введение в философию художественного творчества, т. III, 1914 (гл. об эстопсихологическом методе); Архангельский А. С., Введение в историю русской литературы, т. I, П., 1916, стр. 96—104.
М. Храпченко

Другие люди и понятия:

Генри

ГенриГЕНРИ [O’Henry, 1862—1910] — псевдоним американского писателя У. С. Портера (William Sidney Porter). Первый свой рассказ "Рождественский подарок Уистлинга Дика", напечатанный в 1899 в "Журнале Мак… Полная информация

Георге

ГеоргеГЕОРГЕ Стефан [Stephan George, 1868—] — крупный немецкий поэт, вождь немецкого символизма. Расцвет его творчества, как и его влияние на литературную жизнь, относится к концу XIX и началу XX в. Г. был центром… Полная информация

Геракл

ГераклГЕРАКЛ — одна из любимых фигур греческого фольклора, отвратитель зла, одолевающий диких зверей, чудовищ и демонов, добывающий себе подвигами место среди богов. На всем образе Геракла лежит… Полная информация