Г - Г
Гергешеймер
ГЕРГЕШЕЙМЕР Джозеф [Joseph Gergesheimer, 1880—] — современный американский романист. Р. в Филадельфии, в семье шотландских пресвитериан; некоторое время учился в школе у квакеров, а затем недолго пробыл слушателем Художественной академии. После поездки в Венецию начал в 1900 писать, но в течение 14 лет не мог напечатать ни одной строки. С 1914, после выхода в свет романа "The Lay Antony", ежегодно издает романы.
Уже в первом произведении Г. наметилась его основная тема — отношения между полами. Герой мелодраматического романа — Энтони — все внимание уделяет сохранению своей невинности, маскируя это желание цинизмом. Встретив на своем пути девушку, он преодолевает ради нее все соблазны, мечтая о полной и совершенной любви. В лучшем своем произведении "The three Black Pennys" ("Три поколения", M., 1925), рисующем угасание рода Пенни — некогда преуспевающих фабрикантов — Г. дает "триптих любви" — отношения Гоуэта Пенни к жене одного придворного в середине XVII в., любовь стареющего Джаспера, правнука Гоуэта, и, наконец, любовь внука Джаспера в эпоху, когда металлургические заводы Пенни уже не работают. В романе "Java Head" (Явайский пик, М., 1926) из-за женщины гибнет капитан Эммидон; центральной фигурой романа "Linda Condon" является холодная и пустая девушка, умеющая пробудить в мужчинах страстную любовь; в "Cytherea" ("Кукла и женщина", М., 1925) Г. изображает стареющего мужчину, полюбившего в последний раз, а в "Mountain Blood" ("Горная кровь", М., 1927) — разрыв Гордона Мэккимона со своей женой ради сельской учительницы, к-рую автор пытается наделить неизъяснимым очарованием.
Тематика Г. остается без изменения в других его романах и в двух сборниках новелл. Г. нельзя отказать в умении дать острый психологический портрет женщины (сам Г. считает, что он прекрасно рисует женщин и девушек — "тургеневских" девушек), но очень высокая оценка творчества Г. некоторыми английскими и американскими критиками (например H. Walpole, Llevellyn, Jones) не имеет достаточных оснований. В анализе драматических ситуаций он неглубок и часто неубедителен. Неотъемлемым достоинством Г. следует признать его умение дать "couleur locale". С большим художественным вкусом развернут быт трех эпох в "Three Black Pennys", передан колорит Кубы в "The Bright Shawl" ("Яркая шаль", Л., 1926), изображена Виргиния в "Mountain Blood" и старинный порт Салем в "Java Head". Изобразительная манера Г. характеризуется пристрастием его к эстетическому любованию вещным миром. Г. нередко злоупотребляет описанием красок, запахов и т. д. Социальная тематика всегда была чужда Г.; для него характерен поверхностный эстетизм, к-рый и привлекает к нему симпатии американской крупной буржуазии; последняя видит в Г. судью в вопросах эстетической культуры, а в убранстве его виллы — образец вкуса. Любовное описание фешенебельных салонов в романах Г., его многочисленные статьи о жизни финансовой знати подтверждают оценку Г. как излюбленного писателя буржуазии.
Библиография: The Lay Antony, 1914; Mountain Blood, 1915 (русск. перев. "Горная кровь", изд. "Пучина", M., 1927); The three Black Pennys, 1917 ("Три поколения", Роман, ред. и предисл. А. Арефина, изд. "Пучина", М., 1925); Gold and Iron, 1918 ("Золото и железо", Новеллы, М., 1928); Java Head, 1919 (русск. перев. "Явайский пик", Изд. "Пучина", М., 1926); The happy End (новеллы), 1919; Linda Condon, 1919; San Cristobal de la Habana (пут. заметки), 1920; Cytherea, 1922 (русск. перев. "Кукла и женщина", изд. "Пучина", М., 1925; 2-е изд., М., 1927 с прил.: Арефин А., "О творчестве Д. Гергешеймера"); The Bright Shawl, 1922 ("Яркая шаль", Роман, изд. "Пучина", Л., 1926); Presbyterian Child, 1923; Balisand, 1924 (русск. перев. "Бэлисенд", изд. "Пучина", М., 1926); From an old house, 1925; La Calentura, 1926; Tampico, 1927 ("Тампико", изд. "Пучина", 1928); Quiet Cities, 1929.
II. Baldwin Charles С., The men, who make our novels, 1925; Williams B. C., Our short-story writers, 1926.
Е. Л.
Другие люди и понятия:
ГЕРД Кузебай [1898—] — современный крупный удмуртский (вотский) поэт. Р. в бедной крестьянской семье Вотской автономной области. Начал печататься с 1916 в русских, а с 1917 в удмуртских периодических…
ГЕРДЕР Иоган Готфрид [Johann Gottfried Herder, 1744—1803] — выдающийся немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей "все рассматривать с точки зрения…
ГЕРЕН Морис, де [Maurice de Guérin, 1810—1839] — французский поэт. Р. в обедневшей дворянской семье, в 1832 сошелся с христианско-социалистическим кружком аббата Ламенэ, впоследствии сотрудничал в…