Г - Д
Демирчян
ДЕМИРЧЯН Дереник [1876—] — армянский поэт и беллетрист. Выступил на лит-ое поприще в 90-х гг.
Поэзия Д. проникнута упадочническими настроениями; гнетущий пессимизм и безысходная тоска проходят через все его стихотворения ("Осень", "Из старых песен", "Пустая комната" и др.).
В его рассказах фигурируют ремесленники, крестьяне и лавочники — люди ограниченные, без особых запросов, придавленные постоянной нуждой ("Желудок", "Эй", "Лавочник", "Улыбка", "Лишняя" и др.) — типичные представители растерянной мелкой буржуазии, загнанные в тупик грозными событиями войны 1914—1918. Д. оплакивает их горькую долю.
Октябрьская революция вызвала перелом в мировоззрении и настроениях Д., она вывела его из тупика, открыв перед ним те пути, которые ведут человечество к социализму. Этот перелом заметен в его восточной сказке-комедии "Храбрый Назар". Здесь автором показан веками обманываемый народ, к-рый пробуждается к сознательной жизни, рвется к свободе и, восстав, опрокидывает королевскую власть "Храбрых Назаров". Правда, в этой комедии еще нет конкретной революционной среды, свобода воспевается отвлеченно, но в последних своих рассказах (см. журн. "Новый путь", №№ 1, 5, 6 за 1929) Д. вплотную подходит к отображению советской действительности, рисуя типы новых людей — строителей социализма. Таковы партийцы из рассказа "Трое", сюжет которого взят из жизни пограничников на берегу р. Аракса в Советской Армении.
Центральные персонажи здесь — закаленные бойцы, прошедшие огонь и воду на фронтах гражданской войны; автором затронуты также вопросы складывающегося нового быта, проблема любви, дружбы и коммунистической этики.
В рассказе "Рашид" развернута картина советизации затерянной в горах татарской деревни, показаны процесс ее классового расслоения и борьба батраков с кулачеством и реакционными силами деревни, в к-рой одерживает победу бедняцко-середняцкая масса.
Такова эволюция творчества Д. По манере письма Д. — реалист. В наши дни он является одним из левых попутчиков среди писателей Советской Армении, идеологически все больше приближающимся к Октябрьской революции.
Библиография: I. На армянском языке: Знакомые, Рассказ, Эривань, 1927; Рассказы, сб., Эривань, 1928; Сборник стихотворений, Суд, Храбрый Назар, Эривань, 1929; Трое, Рассказ, журн. "Новый путь", 1929, № 1; Рашид, Рассказ, журн. "Новый путь", 1929, №№ 5—6. Перев. на русский язык: Поэзия Армении, под ред. В. Брюсова, М., 1916, стр. 401—402; "Сборник армянской литературы", под ред. М. Горького, П., 1916, стр. 201—202; II. Папазян В., История армянской литературы, Тифлис, 1911; Сурхатян, Армянская литература, т. II, Эривань, 1926; С. С., журн. "Гракан диркерум", Эривань, 1927, № 9; Г., журн. "Гракан диркерум", Эривань, 1928, № 9. На русск. яз.: Брюсов В., Введение к сб. "Поэзия Армении", М., 1916; Макинцян П., Очерк армянской литературы, в "Сб. армянской литературы", под ред. М. Горького, П., 1916; Сурхатян, Литература Советской Армении, газета "ЧИП", 1928, № 28.
Е. Мартиросьян
Другие люди и понятия:
ДЕМОЛЬДЕР Эжен [Eugène Demolder, 1862—1913] — бельгийский беллетрист. Выступил с рядом критических статей в 1889. Первая его книга — сборник критических статей "Impressions d’Art". За ней следует ряд…
ДЕМОНИЗМ — явление лит-ой сюжетики, построенное на функциональном перемещении традиционных (в частности, установленных богословской традицией, см. "Сатана") отрицательных и…
ДЕМОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — лит-ра, излагающая в наукообразной форме (трактатов, рассуждений) утверждаемые известной религией воззрения на враждебных главному божеству (ам) духов (демонов,…