Г - Д
Джеймс
ДЖЭЙМС Генри [Henry James, 1843—1916] — американский писатель. Отец — рантье-интеллигент; брат — известный психолог Вильям Джэймс. Культурная обстановка семьи рано побудила Д. к писательству. Молодость его прошла в странствованиях по Европе. Не находя в Америке своего времени условий, необходимых, по его мнению, для развития писателя, Д. в 1875 году навсегда вернулся в Европу, культура которой была его кумиром. В Париже Д. сблизился с Тургеневым и кружком Флобера. В 1876 году обосновался в Лондоне и лишь дважды наведывался в Соединенные штаты. До середины 80-х гг. Джэймс еще гордится своей космополитической культурностью и к соотечественникам относится свысока. Его сентиментальная "Daisy Miller" [1878] пользуется успехом, но остальные ранние вещи Джэймса, написанные простым языком в обычных, легко воспринимаемых формах социально-психологического романа, отталкивают американского читателя своей основной темой: "Американский бык в посудной лавке Европы" (American, 1877 и др.). Конец XIX века проходит для Д. под знаком углубляющегося и остро переживаемого им неуспеха у публики. Фабульная занимательность чужда Джэймсу, а к его утонченному анализу и художественной технике равнодушны читатели его времени. Д. безуспешно пробует драматический жанр, пишет неубедительную критику, много путешествует, временно бросает роман и переходит к новеллам. Он критически приглядывается к буржуазно-мещанскому укладу позднего "викторианства" ("А London Life", 1889). В книгах Д. появляются необычные для него темы: то это свара из-за наследства ("Aspern Papers", 1888 и др.), то восприятие впечатлительным ребенком мерзостей буржуазного брака ("What Maisie knew", 1897), то какие-то невнятные и сдобренные мистикой пороки ("Turn of the Screw", 1898). Англия переживала в ту пору так называемое "эстетическое движение 90-х гг."; идя своим путем, Д. пришел, как и эстеты, к примату искусства над отвергавшей писателя жизнью. "Искусство творит жизнь", объявляет он и рассматривает взаимоотношения их в "Tragic Muse" [1890], "Death of the Lion" [1894] и др. Начало XX века было для Д. временем полного самозамуровывания в чистом искусстве. Отказавшись от возможности быть понятым, Д. переходит к романтическому построению своего мира. Свою "башню из слоновой кости" он населяет собственными отражениями, над утонченной психикой которых производит абстрактные лабораторные эксперименты, облеченные в крайне трудную языковую форму и лишь с натяжкой именуемые романами. Сюжетная схема в них упрощена за счет углубленного анализа переживаний ("Golden Bowl", 1904 и др.). Все отчетливей проступает у Д. мотив старческого примирения и угасания ("The Altar of Dead", 1895). Если в одном из лучших ранних романов ("Portrait of a Lady", 1881) излюбленный Д. тип праведницы вступает в культурную жизнь, то в "Wings of the Dove" [1902] показано, как "культурно" переносит героиня свое медленное умирание. В предпоследнем и, по мнению Д., лучшем своем романе ("Ambassadors", 1903), к-рый свободен от вымученных изысков последней поры, Д. возвращается к теме Америки. После 1904 Д. не дал ничего значительного.
Произведения Джэймса написаны в конце XIX в., когда активный буржуа, делец и накопитель, занял в Соединенных штатах господствующее положение, трестируя капитал, выдвигая идеологию самодовлеющей и благоденствующей Америки и оттесняя тяготевших к Европе консервативных буржуа-рантье Крейна (см.) и др. Порожденный распадом старозаветного буржуазного уклада Новой Англии, сам деклассированный рантье, Д. изображает декадентское безделье обеспеченных верхов и нестрашные бури в их "хрустальном стакане". Его герои не знают нужды, борьбы, труда; это гл. обр. американские рантье, проживающие в Европе накопленный отцами капитал, а позднее — и артистическая богема. Покинув неуютную Америку как Джэймс, так и его герои не находят чаемой среды и в Европе и остро переживают трагедию беспочвенности, несоизмеримости и несвоевременности.
Замкнувшись в самоанализе и чистом искусстве, они теряют чувство живой жизни, проявляя обывательское безразличие ко всему, что прямо их не затрагивает. В этом отношении Д. реалистически точно изображает свою переходную классовую прослойку.
Д. — писатель для немногих и, прежде всего, для писателей. Тончайший анализ человеческой психики, изобретательные приемы, к-рыми Д. показывает самораскрытие личности, четкая осязательность описаний, чеканная (иногда до чрезмерности) работа над техникой — вот чему учились у Джэймса уже несколько поколений писателей. В последних его вещах фабула заменена аналитическим раскрытием сложной психологической ситуации. Рассудочная отделка приводит к чисто научной четкости и законченности, но и затрудняет художественное восприятие их. Д. стремится к преодолению максимальных трудностей, к всестороннему охвату крайне суженной темы. Отказываясь от непосредственного, "огрубляющего действительность" восприятия даже глазами своих рафинированных героев, Джэймс часто стремится отображать действительность не прямо, а косвенно, и притом устами многих свидетелей.
Несмотря на полный отрыв от Америки, в Д. подсознательно жив пуританин Новой Англии, ученик Хозсорна; отсюда его этические темы и явно ощущаемое морализирование. Но "дистиллированный" пуританин Д. чужд мономании греховности: он терпим к своим морально больным героям.
Непопулярный в широкой публике, Д. был признан равным лучшим писателям своей поры. Критика возводит его художественную генеалогию через Стендаля и др. к "раннему мастеру многостороннего и углубленного анализа чувств" Ричардсону и считает Д. мэтром психоаналитического жанра, предшественником Конрада, Пруста, Джойса и др. По методам изображения Д. — психолог-импрессионист аналитического типа, по охвату материала — в ранних своих вещах "условный" реалист, говорящий, хотя и правду, но не всю правду, о современности, а позднее — своеобразный, рассудочный романтик, влюбленный в культуру прошлого и создающий свой воображаемый мир человеческой психики "из центра к периферии", т. е. гл. обр. на материале "внутреннего опыта".
Библиография: I. Лучшее и наиболее полное издание — 35-томное собрание романов и новелл Д. Macmillan (с крайне ценным предисловием автора). В него не вошли: критика Д. (French Poets and Novelists, 1878); монография Hawthorne, 1879; Notes on Novelists, 1914 и др.; путевые впечатления, автобиографические книги: Small Boy, 1913; Notes of a Son and Brother, 1914; Middle Years, 1917; и письма: Letters, 1921, 2 vv. На русский яз. переведено: Американки, Роман, "Еженед. Нов. вр.", 1880, т. V; Связка писем, Рассказ, "Вестн. Европы", 1882, VIII; Осада Лондона, Повесть, там же, 1884, I, II; Лондонская жизнь, Повесть, там же, 1889, VIII, IX; Лгун, Повесть, там же, 1889, XI.
II. Из огромной лит-ры о Д.: Hueffer, Henry James, 1913; West R., Henry James, L., 1916; Beach J. W., Method of Henry James, 1918; Bosanquet T., Henry James at Work, 1924; Edgar P., Henry James, man and author, 1927; Brooks Van W., Pilgrimage of Henry James, 1928.
Ив. Кашкин
Другие люди и понятия:
ДЖЕКОБС Виллиам Уаймарк [William Wymark Jacobs, 1863—] — плодовитый английский писатель, автор юмористических и "страшных" рассказов, романов и пьес (последние написаны совместно с Луисом Н. Паркером)…
ДЖЕЛЯЛЕДДИН Руми [1207—1273] — знаменитый персидский поэт. Р. в г. Балхе (Ср. Азия), в семье популярного в народе придворного ученого богослова-юриста и проповедника-суфия — Бехаеддина, вынужденного…
ДЖЕМИСОН [Mrs. Cecilia Viets (Dakin) Jamison, 1848—1909] — американская писательница для детей. Из ее повестей переведены на русский язык: "Леди Джен" или "Голубая цапля" (Lady Jane; русск. перев. Сысоевой,…