Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Динамизм

ДинамизмДИНАМИЗМ. В ряду тех многочисленных лит-ых и художественных направлений, к-рые появлялись в первой четверти нашего столетия, Д. как особая литературная школа сыграл относительно небольшую роль. Д., декларирующий себя особой школой, появился непосредственно во Франции до войны 1914. Представители школы — поэты Госсе ("изобретатель" термина le dynamisme poétique, 1910), Лебесги — наиболее значительный из них — Анри Гильбо (см.), глава школы и впоследствии автор многочисленных революционных стихотворений ("Краскремль" и др.). Д., как и родственные ему итальянский футуризм и немецкий активизм, вырос на основе быстрого развития крупной индустрии и вообще крупнокапиталистических отношений и отражает понимание действительности передовой мелкобуржуазной интеллигенцией. Д. в своей теории (статьи Госсе и Гильбо) и в практике боролся против сентиментализма, против пассеизма ("статичности"), против самодовлеющего романтизма в лит-ре, и в первую очередь в лирике, за динамическую поэзию, отражающую темп и ритм ("динамическую сущность") индустриальных городов. Вместо поэтической изысканности была введена в поэзию простота выражений, терминология повседневного и в частности техники. Динамисты пользовались свободным стихом и ритмической прозой как средством, дающим больше возможности выражать "могучий", "мощный" ритм индустриальной и урбанистической жизни. В тематическом отношении первое место у динамистов занимают машины, городские улицы, движение вообще и создающий и регулирующий это движение человек.
Через обобщенный и оторванный от социальной конкретности образ этого действующего человека Д. — особенно в поэзии Гильбо — пришел к пролетариату. В первое время пролетариат в динамической поэзии играл роль не класса, а выступал в качестве только городской массы, представляющей для динамистов наиболее яркий поэтический образ "человеческой" динамики. В этот период немаловажную роль сыграло влияние поэзии Верхарна.
Впоследствии, когда Гильбо стал сознательным борцом коммунистического движения и свою поэзию посвятил пропаганде идей коммунизма и пролетарской революции, динамизм как особая школа перестал существовать.

 Библиография:  Фриче В. М., Западно-европейская литература XX века, Гиз, 1926.
И. М.

Другие люди и понятия:

Динамов

ДинамовДИНАМОВ Сергей Сергеевич [1901—] — литературовед. Член ВКП(б). Был текстильщиком и литографом, с 1919 по 1926 — в Красной армии, с 1926 — аспирант Института языка и литературы РАНИОНа. В данное время… Полная информация

Динезон

ДинезонДИНЕЗОН Яков [1856—1919] — создатель сентиментального дидактического романа в еврейской литературе. Начав свою деятельность в эпоху расцвета еврейского демократического просвещенства, Динезон… Полная информация

Дионис

ДионисДИОНИС [Вакх] — греческое божество, воплощение жизненной силы. Древнейшие формы культа Д. сохранились во Фракии, где они имели "оргиастический" характер: участники культа, одетые в… Полная информация