Г - Д
Динезон
ДИНЕЗОН Яков [1856—1919] — создатель сентиментального дидактического романа в еврейской литературе. Начав свою деятельность в эпоху расцвета еврейского демократического просвещенства, Динезон в своих художественных произведениях и довольно многочисленных публицистических статьях отстаивал идеи этого движения, вел активную борьбу против гебраистов за еврейский язык ("идиш").
Его романы и рассказы проникнуты наивной верой в торжество добра и справедливости. Тема его произведений — острая напряженная борьба добродетельных и порочных. Несмотря на дидактизм и схематизм, книги Динезона содержат огромный бытовой материал. Его произведения стали излюбленными книгами еврейского массового читателя, начиная с конца 80-х гг. до революции 1905. Социально "униженный и оскорбленный" читатель проливал слезы над судьбой обиженных женщин и сирот, к-рым Д. посвятил свои наиболее популярные произведения. Творчество Д. сыграло огромную роль в преодолении влияния бульварного писателя Шомера (см.), имевшего в то время исключительный успех.
Первое произведение Д. "Beoawoin Owois" (За грехи отцов, 1876, ч. 1), где изображена борьба "просвещенной" молодежи против фанатических родителей, было запрещено цензурой. Остальные произведения: "Haneowim wehaneimim" [1777], "Ewen Negef" [1890], "Herschele" [1891], "Josele" [1899], "Alter" [1903], "Kindersche Neschomes" [1904] и др. Д. перевел на еврейский язык "Еврейскую историю" Гретца, написал ряд компилятивных работ по мировой истории: "Египет", "Вавилония", "Индия", "Китай" и др. Сотрудничал почти во всех наиболее значительных журналах, сборниках. Активный работботник еврейской литературной общественности, Динезон был более тридцати лет бессменным спутником И. Л. Переца (см.), в жизни и творчестве к-рого он сыграл значительную роль.
Библиография: II. Reisen, Lexikon fun der jidischer literatur, B. I, 2 Aufl., Wilno, 1926, SS. 699—710; Litwakow M., In Umru, B. II, M., 1926, SS. 29—33.
И. Н.
Другие люди и понятия:
ДИОНИС [Вакх] — греческое божество, воплощение жизненной силы. Древнейшие формы культа Д. сохранились во Фракии, где они имели "оргиастический" характер: участники культа, одетые в…
ДИСПОЗИЦИЯ [латинское "расположение"] — термин, применявшийся в средневековых поэтиках в значении "традиционной композиции" (ср. Faral, Les arts poétiques des XII et XIII siècles, 1923), введенный в…
ДИСТИХ — строфа, состоящая из двух нерифмованных строк (двустишие): первой — гекзаметра, второй — пентаметра. Напр.: "Бьет в гекзаметре вверх водяная колонна фонтана, Чтобы в пентаметре…