Г - Д
Дитрих Бернский
ДИТРИХ БЕРНСКИЙ — герой германского цикла эпических сказаний, в своей древнейшей части восходящих к преданиям эпохи Великого переселения народов. В основе сюжета Д. Б. и лежат сказания о распре знаменитого короля остготов Теодориха [475—526] с вождем германских наемников Одоакром [ум. 493]. В дальнейшем процессе сложения эпоса менее популярное имя Одоакра (засвидетельствованное лишь в древнейшей форме эпоса) заменяется именем остготского короля Эрманариха [ум. 375], который превращается в дядю и недруга Теодориха-Дитриха; само предание входит в широкий круг сказаний об Аттиле (см.), при дворе которого Теодорих-Дитрих проводит годы своего изгнания, и включает в себя ряд широко распространенных мотивов героического эпоса, — в том числе древний мотив боя отца с сыном, имеющий параллели в ирландских (Кухуллин), персидских (Рустем и Зораб), древнегреческих (Одиссей и Телегон), а также русских (Илья Муромец и Сокольничек) героических сказаниях. В позднейших формах сказание о Д. Б. контаминируется и с циклом "Нибелунгов" (см.).
Дальнейшее оформление эпоса определяется социальной средой его бытования: сказание о Д. Б. рано становится достоянием шпильманской поэзии (см.), обслуживавшей в значительной степени и крестьянство; по многочисленным указаниям средневековых хроник о Д. Б. "поют и сказывают мужики". Отсюда — своеобразное преломление эпоса, превращение германского витязя, предводителя дружины, в гонимого судьбой борца за попранное право, самоотверженного заступника обиженных, отдающего свое царство в выкуп за своих богатырей и пешим уходящего в изгнание; отсюда — обрастание сюжета многочисленными сказочными мотивами, эпизодами борьбы Д. с карликами и великанами, мотивами, до недавнего времени бытовавшими в немецкой крестьянской среде. Характерно, что в церковной традиции Д. Б. как еретика живьем уносит дьявол (хроники). Из эпических обработок цикла Д. Б. сохранились: "Песнь о Хильдебранде" (древняя запись около 800, сделанная в монастыре Фульда двумя лицами на обертке духовного кодекса; народная песня XVI в.), "Бегство Д." и "Битва при Равенне" (составленные в конце XIII в. австрийским шпильманом Генрихом Фоглером), "Смерть Альпхарта" (северо-баварская обработка сер. XIII века), "Король Лаурин или малый розовый сад", "Большой розовый сад", "Выезд Экке", "Сигенот" и "Виргиналь" (дошедшие в многочисленных списках и лубочных изданиях позднего средневековья). Из Саксонии предание о Д. Б. переходит и в скандинавские лит-ры; в первой половине XIII века в Норвегии составляется сага о Тидреке, объединившая все старые сказания и контаминировавшая их с "Нибелунгами" и сказаниями других циклов.
В эпоху Тридцатилетней войны сказание о Д. Б. умирает в Германии. На Ферейских островах в конце XIX в. бытовали песни-баллады о Д. Б., последний отголосок героических баллад (вис), порожденных в Дании, Норвегии и на Ферейских островах сагой о Тидреке. См. "Нибелунги".
Библиография: I. Deutsches Heldenbuch, hrsg. v. H. Martin, 1866—1873; Simrock K., Kleines Heldenbuch (перев. на новонемец. яз.); Его же, Amelungenlied, 1843 (пересказ сказаний о Д. Б.); "Laurin" и "Rosengarten" переиздавались Holz’ем в 1893 и 1897. Старая запись Hildebrandslied переиздавалась с 1792 много раз.; Braune, Althochdeutsches Lesebuch, 1911; новая версия — Uhland, Alte hochdeutsche und niederdeutsche Volkslieder. Немец. перев. саги — Rassmann, Heldensage; V. d. Hagen, Nordische Heldenromane, 1873.
II. Müller W., Die geschichtliche Grundlage der Dietrichsage, 1855; Meyer K., Die Dietrichsage in ihrer geschichtlichen Entwicklung, 1868; Heinzel R., Über die ostgotische Heldensage, Wien. Akad. d. Wiss., Phil.-hist. Klasse, B. 119, 1889; Jiriczek O., Die deutsche Heldensage, 1906; Boer R. C., Die Sagen von Ermanarich und Dietrich von Bern, 1910; Altaner Br., Dietrich von Bern in der neueren Literatur, 1912; Haupt W., Zur niederdeutschen Dietrichsage, 1914; Friese Hans, Thidrekssaga und Ditriechsepos, 1914; Patzig H., Dietrich von Bern und sein Sagenkreïs, 1917; Schneider H., Deutsche und französische Heldenepik, 1926.
R. S.
Другие люди и понятия:
ДИФИРАМБ — жанр древнегреческой хоровой лирики. Д. — народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетым сатирами, на празднике сбора винограда в…
ДИФФАМАЦИЯ, или опозорение в печати, известна буржуазному уголовному законодательству как преступление, близкое к клевете, но отличающееся от нее двумя признаками: 1. Д. есть оглашение…
ДМИТРИЕВ Иван Иванович [1760—1837] — поэт и баснописец. Служил при дворе; при Павле I был обер-прокурором сената. при Александре I — министром юстиции. Лит-ая деятельность Д. не имеет особого…