Г - Д
Дольник
ДОЛЬНИК — иначе паузник — вид тонического стиха, в единицах к-рого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной и могут даже совсем отсутствовать, напр.:
"Дней бык пег, Медленна лет арба, Наш бог бег, Сердце наш барабан". (Маяковский).
Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2, 3…). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный Д., трехударный, четырехударный и т. д. Такой вид стиха характерен для яз. с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций Д., в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации Д. не сохраняют равного числа ударений, напр. многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.
В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой (напр. уже у Сумарокова показан отчетливый пример дольника — "Хоры ко превратному свету"). По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который — за вычетом музыкальной его стороны — подходит под приведенную формулу Д. [именно от народного стиха аргументировал и теоретически ("Опыт о русском стихосложении", 1812) и практически ("Реки", перев. из Конфуция и др.) Востоков, отстаивавший введение в русскую поэзию дольника]. В известном смысле близки к Д. и трехсложные размеры (см.) силлабо-тонического стихосложения, в к-рых схемное число безударных между ударными в ряде случаев не соблюдалось, благодаря чему они представляли собой образование, близкое к Д. (напр. русский гекзаметр). В русской поэзии Д. культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользуется в современной поэзии (см. не совсем удачные главы о Д. во "Введении в метрику" В. М. Жирмунского, стр. XXX, 184 и следующие).
Другие люди и понятия:
ДОМАНИЦКИЙ Васыль [? — 1910] — исследователь украинской лит-ры, текстолог. Главной заслугой Д. является его многолетняя огромная критическая работа над текстами "Кобзаря" Т. Г. Шевченко. В 1906,…
ДОМИНАНТА — в формалистической терминологии — главенствующий прием, необходимый в создании художественного целого. "Совокупность Д. и является определяющим моментом в образовании…
ДОН-ЖУАН [точнее — Хуан] — один из наиболее излюбленных образов мировой литературы (ему посвящено до 140 произведений). Цель жизни Д.-Ж. — любовь к женщине, для обладания которой обычно попираются…