Г - Д
Драйден
ДРАЙДЕН Джон [John Dryden, 1631—1700] — английский писатель, выразитель мировоззрения английской аристократии в эпоху ее борьбы с буржуазией за классовое господство. Д. писал стихи, драмы, прозу. Все его творчество, по форме близкое к французскому классицизму, — апология власти аристократии, ее мировоззрения, манер, языка. Резко выражена у Д. нетерпимость в отношении политических и религиозных взглядов противников этого класса. В противоположность буржуазным писателям он изображал аристократов, даже распутных, в привлекательном виде (комедии "Дикий волокита", "Дамы соперницы"). Буржуа стоял за "святость брака и семьи", Д. восхвалял свободную любовь. Сильнее он в своих комедиях, драмы его значительно слабее; Д. пытался писать их в духе французского классицизма, "но, — как замечает Г. В. Плеханов, — английская аристократия никогда не могла сравняться со своими французскими образцами. Это потому, что все усилия английских аристократов не могли перенести в Англию тех общественных отношений, при которых расцвела французская псевдоклассическая литература".
Гораздо большой популярностью пользовались сатиры Д. на тему дня, направленные против политических противников аристократии. Д. работал над созданием английской оперы (он, между прочим, переделал в оперу "Потерянный рай" Мильтона, под названием "Невинное состояние"). Стихи его — большей частью казенно-напыщенные оды как в честь Кромвеля, так и "его святейшего величества Карла II". В молодости Д. был республиканцем-пуританином, а потом — с утверждением Стюартов — быстро перешел в противоположный лагерь.
Крупнейшее прозаическое произведение Д. — "О драматической поэзии" [1667] — вещь глубоко продуманная и серьезная. Относясь с большим уважением к Шекспиру, Бэн-Джонсону и другим своим крупным предшественникам, Д. говорит здесь и о "дефектах" в их произведениях с точки зрения аристотелевского учения о трех единствах. Яз. его прозы весьма близок к яз. лучших реалистов XVIII в. В области развития поэтического мастерства и лит-ого яз. у Д. большие заслуги.
Борющиеся классы Англии XVII в. имели двух крупных представителей в области художественной лит-ры: буржуазия — Мильтона, аристократия — Драйдена.
Библиография: I. Переводы Драйдена на русск. яз. и биографические сведения см. у Гербеля Н. В., Английские поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1875 (здесь перев. В. Жуковского "Пиршество Александра или сила гармонии"; ср. в полн. собр. сочин. Жуковского); Works. Notes and life by W. Scott, rev. and corr. by G. Saintsbury, 18 vv., 1882—1893.
II. Verrall A. W., Lectures on Dryden, Cambridge, 1914; Van Doren M., The poetry of John Dryden, 1920; Pendlebury В. J., Dryden’s heroic plays, L., 1923; Nicoll A., Dryden and his poetry, L., 1923; Elliot Т. S., Homage to John Dryden, 1924.
III. Dobell P. J., Bibliog. memoranda, 1922.
С. Бабух
Другие люди и понятия:
ДРАЙЗЕР Теодор [Theodore Dreiser, 1871—] — современный американский писатель. Р. в штате Индиана (Америка). В 1892—1895 был репортером в Чикаго и Сент-Луи, с 1895—1910 редактировал ряд журналов. Одна из первых…
ДРАМА. Д. как поэтический род 421 Происхождение Д. 427 Восточная Д. 428 Античная Д. 430 Средневековая Д. 441 Д. Ренессанса 447 От Возрождения к классицизму 451 Елизаветинская Д. — Испанская Д. 469…
ДРАМА ВЕРТЕПНАЯ получила свое название от вертепа — кукольного театра, имеющего форму двухэтажного деревянного ящика, по архитектуре напоминающего сценическую площадку для представления…