Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Драйзер

ДрайзерДРАЙЗЕР Теодор [Theodore Dreiser, 1871—] — современный американский писатель. Р. в штате Индиана (Америка). В 1892—1895 был репортером в Чикаго и Сент-Луи, с 1895—1910 редактировал ряд журналов.
Одна из первых опубликованных Д. литературных работ — очерк "Артистический квартал Нью-Иорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле" (журнал "Metropolitan Magazine", ноябрь 1897). До появления своего первого романа в 1900 Д. опубликовал 42 статьи и ряд поэм. Д. указал в интервью для справочника "Who’s who in America" [1899], что им были написаны две книги: "Исследование о знаменитых современниках" (Studies of contemporary celebrities) — очерки о Вильгельме II, Барнуме и т. д. — и "Поэмы" (Poems).
Обычно однако библиография работ Д. начинается с его романа "Сестра Керри" (Sister Carrie, ноябрь 1900). Этим произведением Д. продолжал реалистические традиции радикальных мелкобуржуазных писателей Америки конца прошлого века (Ф. Норрис, С. Крэйн), но в условиях упадка этого движения. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно, как "безнравственное" произведение. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма подойдя к половой проблеме, Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов. Только в 1911 Драйзер опубликовал свой второй роман — "Дженни Гергард" (Jennie Gerhardt), в котором развивает мотивы "Сестры Керри".
Романом "Финансист" (The Financier, 1912) Д. начал свою монументальную "Трилогию желания" (A Trilogy of Desire). В основу ее положена история жизни миллионера Ч. Иеркса. Герой "Трилогии" (второй том ее — "Титан" — "The Titan", 1914; к третьему тому — "Стоик" — Д. приступил в январе 1929) — Франк Купервуд; Д. показывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Купервуда, уже с детства формирует в нем психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких спекуляций, Купервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадает в тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию.
В романе "Титан" Д. развертывает жизнь Купервуда в Чикаго, где на расширенной базе повторяется цикл его деятельности в Филадельфии.
"Трилогия желания" — значительнейшее произведение американской и европейской лит-ры XX в. С исключительной изобразительной силой обрисовывает Д. быт и нравы финансовой среды, духовную опустошенность крупной буржуазии, ее чисто физиологическое отношение к женщине, хищнический подход к обществу и политическую беспринципность.
Нападки консервативной критики особенно усилились после опубликования в 1916 романа "Гений" (The Genius), к-рый Д. считает своим лучшим произведением. По настоянию "Общества уничтожения порока" суд запретил распространение романа, и лишь позднее это запрещение было снято. Тема романа — мертвящая власть денег и чувственности над искусством. Герой романа, художник Витла, цель существования сводит только к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности; наконец он сам начинает сознавать, что буржуазное общество уничтожило его как художника.
В своем романе "Американская трагедия" (An American Tragedy, 1925) Д. выводит среднего, типичного для мелкой буржуазии, американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного. Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою жизнь на электрическом стуле, — его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Грифитс — жертва американского псевдодемократизма. Как и во всех своих романах, Драйзер в "Американской трагедии" дает широкую картину нравов и быта изображаемой им среды.
Д. — художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Д. передает быт во всех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Грейс Браун в "Американской трагедии" приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Д. в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.
Д. во всех своих произведениях тяготеет к социальным темам, что не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует у Драйзера ее углубление.
По своей идеологии Д. — представитель радикальной части мелкой буржуазии. В "Трилогии желания" он обнажает хищническую природу Купервуда и его интеллектуальную опустошенность, но в то же время любуется этим спекулянтом: Д. привлекает этот смелый финансовый гигант. В "Гении" положительное разрешение противоречий Витла Д. видит в его отходе от излишней чувственности к искусству. В "Американской трагедии" Драйзер с исключительной симпатией изображает невежественную религиозную фанатичку, мать Грифитса, и священника Мак Миллана. Еще более показательна книга Драйзера "Двенадцать мужчин" (Twelve men, 1919), к-рую составили двенадцать биографических очерков: симпатии автора здесь целиком на стороне представителей мелкой буржуазии ("Питер", "Кэлхен", "Патриарх" и т. д.).
Д. принадлежат два сборника рассказов — "Освобождение" (Free and other stories, 1918) и "Цепи" (Chains), в к-рых разрабатываются главным образом психологические и сексуальные мотивы. Им написано также два тома пьес: "Рука гончара" (The hand of the potter, 1919) и "Пьесы естественные и сверхъестественные" (Plays of the natural and the supernatural, 1916), ничего исключительного не представляющие. Ранние очерки Д. о Нью-Иорке собраны в его книге "Картина великого города" (The Colour of a Great City, 1923). "Hey Rub-A-Dub-Dub" [1919] — сборник статей Драйзера, из к-рых наиболее интересна статья "Американский финансист". В 1926 вышел том стихотворений Д.: "Настроения" (Moods, cadenced and declaimed), близких по форме к Уитмену, но упадочных по содержанию. Кроме указанных, Д. написаны еще следующие произведения: "Книга о себе" (A book about myself, 1922, является вторым томом автобиографического цикла; первый том "Заря" закончен Д. в конце 1928, из печати еще не вышел), "Каникулы" (A Hoosier Holiday, 1916) и "Сорокалетний путешественник" (A traveller at forty, 1913) — книги путешествий.
В "Галерее женщин" (A gallery of women, 1928) собраны биографические очерки Драйзера, так же как и в книге "Двенадцать мужчин".
Как и в последней книге, Драйзер обращается к самым различным общественным слоям, выискивая в них оригинальных, выдающихся людей. Но "Галерея женщин" резко отличается от "Двенадцати мужчин" тем, что Д. подчеркивает сексуальное, именно в половом ищет он объяснения не только чисто субъективных, но и социальных поступков и процессов. Женщина для него — прежде всего существо половое, только в сексуальном видящее смысл и оправдание действительности.
Последний роман Драйзера — "This Madness" (Безумие, 1929). Этот роман — свидетельство творческого упадка Драйзера. Он отходит от широкого воспроизведения действительности, замыкает ее в круг узкосубъективных переживаний: "This Madness" представляет собою ряд любовных эпизодов, объединенных тем, что в центре их поставлен один герой — сам автор.
После поездки в СССР, в 1928, Д. опубликовал книгу "Драйзер смотрит на Россию" (Dreiser looks at Russia), в к-рой, наряду с ошибочными взглядами и неверным освещением советской действительности, имеется ряд положительных моментов, вызвавших ожесточенную кампанию буржуазной прессы против писателя.

 Библиография:  I. Первый русск. перев. из Драйзера (М. Волосова) "Суд Линча" и др. рассказы издан в 1925 ("Сеятель"); в эту книгу вошли рассказы ив книги "Освобождение"; тогда же [1925] этим издательством были выпущены рассказы "Охота на мужчину", перев. М. Волосова. Затем изд-во "Мысль" выпустило: Сестра Керри, перев. М. Волосова, Л., 1927; Дженни Гергард, перев. его же, Л., 1927; Краски Нью-Иорка ("Картина великого города"), перев. В. П. Стелецкого, Л., 1927; Необыкновенная история и др. рассказы (Освобождение), перев. Т. и В. Ровинских; большинство переводов этого издания крайне неудовлетворительно, текст подвергся недопустимым искажениям. "Картина великого города" издана Гизом под названием "Нью-Иорк", перев. П. Охрименко, 1927. Изд-во "Земля и фабрика" печатает собрание сочинений Драйзера в 12 томах под общей редакцией С. Динамова (все романы, сборники рассказов, "Книга о себе", путешествия); каждый том сопровождается статьями и сводом отзывов американской и европейской критики о Драйзере. Изд-во "Молодая гвардия" выпускает сокращенное издание "Трилогии желания" под заглавием "История американского миллионера".
II. О Драйзере см. вступительные статьи к его сочинениям в издании "Земля и фабрика"; Динамов С., Теодор Драйзер, "Книгоноша", 1926, № 33; Бенни Я., О романах Теодора Драйзера, "Новый мир", 1928, IX; Раско Б., Творчество Теодора Драйзера, "На лит-ом посту", 1928, XI—XII.
III. Theodore Dreiser by Burton Lascol, N.-Y., 1925; Th. Dreiser, A Bibliography, by Ed. D. Mc Donald, Филадельфия, 1928; Dreiser before "Sister Carrie", by Ed. D. Mc Donald, "The Bookman", v. LXVII, № 4, 1928. Помимо этого к каждому тому собр. сочин. Д. в изд. "ЗИФ" прилагаются перев. иностранной критики о Д., в к-рую входят извлечения из указанных выше кн. Бэртона Раско, упом. ст. Мак Дональда "Драйзер до „Сестры Керри“" и др.
С. Динамов

Другие люди и понятия:

Драма

ДрамаДРАМА. Д. как поэтический род 421 Происхождение Д. 427 Восточная Д. 428 Античная Д. 430 Средневековая Д. 441 Д. Ренессанса 447 От Возрождения к классицизму 451 Елизаветинская Д. — Испанская Д. 469… Полная информация

Драма Вертепная

Драма ВертепнаяДРАМА ВЕРТЕПНАЯ получила свое название от вертепа — кукольного театра, имеющего форму двухэтажного деревянного ящика, по архитектуре напоминающего сценическую площадку для представления… Полная информация

Драма народная

Драма народнаяДРАМА НАРОДНАЯ. — Под термином "народная драма" можно понимать 1. драмы, созданные "для народа", и 2. драмы, создаваемые "народом". Здесь мы будем говорить о Д. н. лишь во втором… Полная информация