Г - Д
Грифиус
ГРИФИУС Андреас [Andreas Gryphius, 1616—1664) — крупнейший немецкий драматург эпохи Барокко (см.). Был домашним учителем, с 1650 — синдиком княжества Глогау. Основной психоидеологический комплекс его творчества — устремленность к потустороннему, страх жизни. Дух поэта пребывает в постоянном смятении — "...я не прожил без боязливого чувства ни одного дня" (сонет "Der Welt Wollust"). Здешний мир — бренен — "...вмиг рассеется мир и его великолепие" ("Katharina von Georgien"). В основе всего земного лежат горе и ужас — "...где наслаждения, — там ужас, где радость, — там стенания" (сонет "Der Welt Wollust"). Герои трагедий Грифиуса порываются к нездешнему, к богу, радостно приемлют смерть (Екатерина Грузинская, Карл Стюарт, Карденио и Целинда), презирают красоту, богатство, наслаждения. Творчеству Г. чужды гедонистические настроения, столь типичные для произведений баро́чных поэтов дворянства. Ему свойственен эпический пафос, он отрицательно относится к гипертрофированной орнаментике, ко всему вычурному, чрезмерно пышному, в этом сказывается его буржуазная природа, в минимальной степени подвергшаяся аристократизации. Из немецких драматургов эпохи Барокко лишь Г. ввел в трагедию представителей "третьего сословия" (трагедия "Cardenio und Celinde"). Эта пьеса справедливо считается предшественницей "Мисс Сарры Сампсон" Лессинга. Характерно и ее возрождение в драматическом творчестве "Молодой Германии" (Иммерман, "Карденио и Целинда"). Как и другие писатели Барокко, Г. склонен пользоваться антитезой. Его сопоставления контрастны: буря — увеселительный сад, кладбище — ночь любви, красота — могила, богатство — руины. Учители Грифиуса — Сенека и Вондель.
Г. написаны: трагедии — "Лев Армянин" (Leo Armenius, 1650), "Екатерина Грузинская" (Katharina von Georgien, 1657), "Карденио и Целинда" (Cardenio und Celinde), "Карл Стюарт" (Carolus Stuardus), на современный автору сюжет — "Папиниан" (Aemilius Paulus Papinianus, 1659); комедии: "Г-н Петер Сквенц" (Herr Peter Squenz, 1663), "Хоррибиликрибрифакс" (Horribilicribrifax, 1663) — картина нравов немецкого общества по окончании 30-летней войны, "Влюбленная Дорнроза" (Die geliebte Dornrose, 1660), — комедия, написанная на силезском диалекте (Дорнроза — здесь собственное имя).
Библиография: I. В "Bibl. des Literarischen Vereins in Stuttgart": "Lustspiele" [1879]; "Trauerspiele" [1880]; "Lyrische Gedichte" [1885]. Избранные стихотворения: "Das dunkle Schiff", ред. Klabund [1916].
II. Kollewijn R. A., Ueber den Einfluss des Holländischen Dramas auf A. Gryphius, Amersfoort u. Heidelberg, 1880; Wysocki, Gryphius et la tragédie allemande au XVII-e siècle, P., 1893; Mannheimer V., Die Lyrik des A. Gryphius, 1904; Harring W., A. Gryphius und das Drama der Jesuiten, 1907; Keppler E., A. Gryphius und Shakespeare, 1921; Fleming W., A. Gryphius und die Bühne, Halle, 1921; Schieck W., Studien zur Lebensanschauung des A. Gryphius, 1924; Ermatinger E., A. Gryphius. Ein protestantischer Dichter der Barockzeit (Zeitwende, I Jg.), 1925; Gundolf Fr., A. Gryphius, 1927.
Б. Пуришев
Другие люди и понятия:
ГРИФЦОВ Борис Александрович [1885—] — литературовед, искусствовед и беллетрист. Р. в семье чиновника. Окончил Московский университет по философскому отделению историко-филологического…
ГРИШАШВИЛИ Иосиф Григорьевич [1889—] — современный грузинский поэт-лирик. Происходит из мелкокупеческой семьи. Был наборщиком грузинской типографии, затем суфлером и актером на второстепенных…
ГРОБИАНИЗМ — особое течение в немецкой лит-ре, появившееся в конце XV в. и достигшее своего расцвета в XVI в.; возник как пародийное подражание лит-ре "Tischzuchten" (см.). Первое произведение такого…