Г - Д
Гурмон
ГУРМОН Реми, де [Remy de Gourmont, 1858—1915] — французский писатель. В 1889 основал и вплоть до смерти редактировал орган символизма — "Mercure de France". Гурмон — плодовитый и многосторонний писатель. Крупную роль во французской лит-ре сыграли его философские очерки и критические статьи. Философия Г. адогматична и утверждает относительность всего сущего. Эстетические взгляды Гурмона — яркое выражение той тенденции к универсализму, к-рая возобладала во французской литературе конца XIX и начала XX вв. Позитивная наука и художественное творчество сливаются у Гурмона воедино; ему грезится идеал слияния всех проявлений человеческого духа. Г. — один из создателей художественной критики как жанра, но не меньшую художественную ценность имеют его натурфилософские и биологические этюды ("Le physique de l’amour", 1908), его лингвистические опыты ("Le problème du style", 1893, "L’esthétique de la langue française", 1899 и др.) и историко-литературные работы. Он сочетает большую филологическую и историко-литературную эрудицию с популяризаторским дарованием; являясь, в общем, по своему методу эклектиком, все же дал немаловажные для истории литературы труды ("Le latin mystique", 1902; "Dante, Béatrice et la poésie amoureuse", 1909; критические издания Теофиля де Вио, Сирано де Бержерака, некоторых средневековых памятников, как напр. "Aucassin et Nicolette"). Один из лучших знатоков средневековья, он извлекает оттуда все, что может быть как-либо воспринято эстетом-европейцем XX в. Его "Promenades littéraires" (Лит-ые прогулки, 1904—1914) представляют собой статьи о наиболее ярких лит-ых явлениях всех веков: он пишет о "фейных сказках" и о Бодлере, о Вилье де Лиль Адане, Маллармэ и Шекспире. Его "Livre des masques" (Книга масок, есть русский перевод) дает много портретов крупнейших деятелей современной ему литературы. "Новые веяния" 10-х годов XX века им уже не были затронуты. В области эстетических оценок Г. остается верен своему адогматизму. Общественные движения и отражение их в литературе Г. игнорирует. Убежденный сторонник искусства для искусства, он выражал взгляды чуждой общественных интересов верхушки буржуазной интеллигенции, материально обеспеченной и пресыщенной, ищущей утонченных впечатлений. Ей, гурманствующей, скользящей по поверхности всех эстетических впечатлений, и потребовалось легкое, утонченное и жизнерадостное мировоззрение, ни к чему не обязывающее, и эстетика, согласно которой искусство — только один из видов наслаждения. Таким мировоззрением проникнуты и художественные произведения Г. И здесь в центре — ощущения. В своей лирике он чрезвычайно конденсирует гаммы цветовых и звуковых ощущений; песенность, повторы, метафоры играют у него большую роль; лучшим его лирическим произведением является "Le livre des Litanies" [1891], где сгущенная эротика сочетается с ярким пантеизмом. Стих Гурмона часто переходит в ритмованную прозу с "припевами". В его новеллах ("Couleurs", "Choses anciennes", 1907) и романах ("Les chevaux du Diomède", 1896, "Sixtine", 1896, "Cœur virginal", 1907) приемы стихотворного языка доминируют ("prose artistique"), действие сосредоточено вокруг нескольких эпизодов, связанных с теми или иными ощущениями (как например цвета в "Couleurs"); чрезвычайно большую роль и здесь играет эротика, порою весьма рискованного свойства. Влияние Г. на лит-ру огромно, но он не создал школы; его писания гораздо большее воздействие оказывали на пассивно воспринимающего читателя, нежели на писателей-символистов, для к-рых он был прежде всего организатором и философию которых выражал в своих этюдах.
Библиография: I. Главнейшие произведения Г., кроме указанных: 1. Философия: La culture des idées, 1903; Le paganisme éternel (Вечное язычество), 1903; Promenades philosophiques, 1905; Epilogues: réflexions sur la vie, 1909; Dans la tourmente, 1916. 2. Эстетика, критика, история лит-ры: Le chemin de velours, 1902; La poésie populaire, 1910. 3. Лирика: Hiéroglyphes, 1886; Simone, 1907. 4. Новеллы и романы: Merlette, 1889; Une nuit á Luxembourg, 1892; Le songe d’une femme, 1901; Proses moroses, 1903; Le pèlerin du silence, 1908; Lettres d’un satyre, 1913. Русские переводы: Леда и Джиоконда, Интимн. роман в письмах, перев. под ред. А. Волынского, изд. "Посев", СПБ., 1909; Цвета, русский перев. Вилькиной, с предисл. З. Венгеровой, М., 1910 ("Универ. биб-ка"); Книга масок, под ред. М. Волошина, изд. "Грядущий день", СПБ., 1912.
II. Г. А., Живое слово и клише, "Русск. мысль", 1902, XI (по поводу статей Реми де Гурмона о стиле); Луначарский А. В., Реми де Гурмон, газ. "Киевская мысль", 1911, № 258; Его же, Гурмон и Крокан, газ. "День", 1915, № 302; Его же, Этюды критические, Зап.-европ. литература, М., 1925; Coulon Marcel, La complexité de Remy de Gourmont, "Mercure de France", 1909; Его же, Remy de Gourmont (ibidem, август, 1910); Escoube Р., La femme et le sentiment de l’amour chez Remy de Gourmont, 1923; Legrand-Chabrier, Remy de Gourmont et son œuvre, 1926; Escoube Р., Remy de Gourmont et son œuvre, 1927.
III. Querlon P., de, Remy de Gourmont: biographie, suivie d’une bibliographie, 1923.
А. Шабад
Другие люди и понятия:
ГУСЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ Сергей Иванович [1867—] — писатель. Р. в Оренбурге, в купеческой семье. Учился в семинарии, после чего был священником в одной из мордовских деревень. Первый рассказ…
ГУСЕЙН-ЗАДЭ-АЛИ-БЕК — тюркский писатель, поэт и публицист. Родился в г. Салян, в семье крупного ахунда. Высшее образование получил в Петербурге. Г.-З. является одним из первых деятелей печати и…
ГУСЕЙН-САДЫК [1887—] — современный тюркский писатель. Первые критико-публицистические статьи его появились в печати после революции 1905 года, в журналах Баку, где он был одно время наборщиком. В…