Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Гуттен

ГуттенГУТТЕН Ульрих, фон [Ulrich von Hutten, 1488—1523] — немецкий гуманист. Происходил из старинного рыцарского рода. Вел деятельную, полную приключений жизнь. Был студентом, странствующим поэтом, придворным, воином. В 1522 Г. стоял вместе с Ф. фон Сикингеном во главе восстания мелкопоместного дворянства, деградировавшего в условиях развивавшегося капитализма. Восстание ставило своей целью возродить разрушаемый торговым капиталом феодализм. Однако движение не было поддержано широкими кругами дворянства, приспособлявшегося к капиталистическим условиям, и окончилось неудачей. Сикинген пал в битве, Г. пришлось бежать в Швейцарию, где он вскоре и умер.
Если идеи Г. — идеи о восстановлении "доброго старого времени" не находили отклика у дворянских, тем более бюргерских читательских масс, то Г. как сатирик, памфлетист — враг папского Рима, был весьма популярен.
Г. рано обнаружил свои гуманистические склонности. В одном из первых своих произведений, в стихотворении "Nemo", он громил схоластическую науку; когда же возгорелась борьба между Рейхлином и обскурантами, Г. решительно стал на сторону великого гуманиста, написав в прославление последнего стихотворение "Триумф Капниона" [1517], и принял участие в составлении "Писем темных людей" (Epistolae obscurorum virorum, 1515—1517, см.) главным образом их второй части.
В 1515 герцог Ульрих Вюртембергский убил двоюродного брата Г. Г. публикует против герцога "Речи" и диалог "Phalarismus" [1517], причем в этих произведениях впервые выступает в качестве политического трибуна. В лице герцога Вюртембергского он нападает на княжеский абсолютизм вообще, на политическую форму, развившуюся на почве торгового капитала. В диалоге "О придворной жизни" Г. весьма мрачными красками рисует жизнь мелкого тирана и его приближенных.
К 1520—1521 годам относятся самые замечательные произведения Гуттена — его знаменитые сатирические диалоги в стиле Лукиана: "Фортуна", "Лихорадка" I и II, "Вадиск, или римская троица", "Зритель" [1520], "Истребитель булл", "Советчик" I и II, "Разбойники" [1521]. Написанные сперва на латинском, они вскоре были переведены автором на немецкий яз., для того "чтобы они стали доступны и простому человеку". Деятели реформации отнеслись к ним восторженно. Впрочем диалоги не были продиктованы Г. его особой привязанностью к протестантскому движению, которое он расценивал в качестве чисто религиозного. Проблемы веры мало занимали Гуттена, склонявшегося к гуманистической арелигиозности. Главный объект сатиры Г. — папский Рим, способствующий капиталистическому перерождению Германии, содействующий усилению княжеского абсолютизма и ослаблению центральной императорской власти, католическое духовенство, развратное, тупое, ожиревшее от безделья. В этих диалогах, проникнутых волнующим сарказмом, Г. обнаруживает свой огромный сатирический темперамент. Наиболее значителен диалог "Вадиск, или римская троица". Вадиск, побывавший в Риме, сообщает своему приятелю Эрнгольду: тремя вещами торгуют в Риме — Христом, священническими местами и женщинами. Три вещи в избытке в Риме: проститутки, попы и писцы. Три вещи, напротив, изгнаны из Рима: простота, умеренность и благочестие. Трех вещей желает всякий в Риме: коротких обеден, старого золота и сладострастной жизни. Напротив, о трех вещах там неохотно слушают: о всемирном соборе, о преобразовании духовенства и о том, что немцы начинают умнеть, и т. п. Выслушав рассказ Вадиска, Эрнгольд восклицает: "Теперь я ясно вижу, что Рим — источник всякой заразы, океан всех пороков, клоака всяческого нечестия и что к уничтожению этой заразы должны быть направлены усилия всех честных людей в Германии".
Диалоги "Зритель" и "Разбойники" содержат критику буржуазного строя, враждебного Г., идеологу мелкопоместного дворянства, и апологию феодальной старины. Ростовщики, купцы и юристы стали хозяевами жизни. Германию объяла страсть к наживе. Купцы ввозят в страну экзотические пряности, предметы роскоши, содействуя тем самым распространению изнеженности и порочной жизни. Повсюду торжествуют обман, сладострастие, трусость. Города — очаги заразы. Отвергая настоящее, Г. прославляет эпоху натурального хозяйства, когда не знали денег, когда умеренность, храбрость и прямодушие были распространеннейшими добродетелями, когда дворяне были господами в своих замках и потребляли только то, что производилось в их поместьях. Г. призывает вернуть это время, восстановить на почве феодального строя единую германскую империю.
Г. — писатель-агитатор. Заставить массы действовать — цель его лит-ой деятельности. Все произведения Г. насыщены страстным ораторским пафосом. Форма, которой он с особым блеском владеет, — речь, инвектива, диалог. Его стихотворение "Новая песня" (Ain new Lied, 1521 г.), которое начинается словами девиза Г.: "Я решился…" (Ich habs gewagt mit Sinnen…), — значительное явление в истории ораторской лирики.

 Библиография:  I. Полное собр. сочин. Г. издано Бёкингом (Böcking, Lpz., 1859—1862, 5 тт., с дополнением, заключающим в себе "Epist. obsc. vir." и обстоятельные к ним примечания, 1864—1870); перечень их в "Index bibliographicus Huttenianus" Бёкинга [1858]; на русск. яз. см.: Письма темных людей, перев. Н. Куна в "Источниках по истории реформации", изд. Моск. женск. высших курсов, в. II, М., 1907; Диалоги, перев. и пересказ В. Протопопова, там же, в. I, М., 1906.
II. Биография Г. написана Штраусом: "U. v. Hutten", Lpz., 1858—1860; нов. изд., 1914; Бонн, 1896 (русск. перев. под ред. Радлова, изд. Л. Пантелеева, СПБ., 1896); Фриче В. М., Защитники "доброго старого времени" в эпоху реформации, "Русская мысль", 1903, VI; Tzamatólski, Ulrich v. Huttens deutsche Schriften, Strassburg, 1891; Geiger L., Renaissance und Humanismus in Italien und Deutschland (в сб. Онкена, 1882; см. вторую часть этого сочинения, переведенного на русск. яз.: "Немецкий гуманизм", изд. О. Поповой, СПБ., 1899); Voigt, Ulrich v. Hutten in der deutschen Literatur, 1905; Jordan G. F., Hutten als Vorläufer unsrer Zeit, 1908; Kalkoff P., Ulrich von Hutten und die Reformation, 1920; Gundolf F., Hutten, Klopstock, Arndt, 1924; Gewerstock O., Lucian und Hutten, 1924; Kalkoff P., Huttens Vagantenzeit und Untergang, 1925.
Б. Пуришев

Другие люди и понятия:

Гух

ГухГУХ Рикарда [Ricarda Huch, 1864—] — современная немецкая писательница, примыкает к неоромантизму; в первый период своего творчества она, в противовес натурализму, проповедывала уход от… Полная информация

Гуцков

ГуцковГУЦКОВ Карл [Karl Gutzkow, 1811—1878] — немецкий писатель, главный представитель "Молодой Германии". Сын придворного слуги, он провел свои юные годы в Берлине, где имел возможность наблюдать первые… Полная информация

Гьетваи

ГьетваиГЬЕТВАИ Иоганн [Janos Gyetvai, 1890—] — венгерский пролетарский писатель. Г. начал свою лит-ую деятельность еще до войны 1914—1918 в центральном органе соц.-дем. партии ("Nepszava"). Первые его небольшие… Полная информация