Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Давыдович-Антоненко

Давыдович-АнтоненкоДАВЫДОВИЧ-АНТОНЕНКО (Антоненко-Давыдович) [1899—] — современный украинский беллетрист. Родился в рабочей семье в Ромнах на Полтавщине. Окончил Ахтырскую гимназию, затем учился в университете, но курса не окончил. Начал печататься в 1923 в журнале "Нова громада". Член украинской литературной организации "Марс". Одно время состоял членом КП(б) У, впоследствии вышел из партии. Литературное творчество Д. начинается с небольших очерков из эпохи гражданской войны, героического периода революции, борьбы с бандитизмом и махновщиной. "Два", "Коммунист", "Просвітяни", "Пирижкі, пирижкі", "Сонячні плями" и др. — первые очерки Д. Они рисуют образы революционеров, которые бесстрашно смотрели в глаза смерти. Эти очерки носят еще следы ученичества. В следующих рассказах: "Пегас", "Крижані мережки", "Шкапа" — техника писателя постепенно совершенствуется. Главная тема последних произведений Д. — психологическая борьба между нарождающимся в условиях революции новым миром и пережитками, традициями старого, формирование людей нового психического типа, "большевистской расы". Отсюда постоянный объект художественного изображения писателя — партийная среда. Основные свойства большевистской натуры в восприятии Д. — воля к жизни и к борьбе. Волюнтаризм — это коренная психологическая проблема рассказов и повестей автора. Наиболее сконцентрированное и художественно зрелое выражение все эти свойства получили в повести Д. "Смерть". Герой повести — партиец Горобенко — интеллигент, во многом психологически связанный со старым миром. В нем сказывается былое увлечение украинским национальным ("просвітянство") движением. Видя перед собой живые примеры цельных, выкованных из единого металла — человеческой воли — людей, стремится уподобиться им и внутренне переродиться. Путь к этому один — через борьбу, через кровь. Герой вступает в борьбу с кулацким бандитизмом. Только кровь, жертва приводит его к полному разрыву с прошлым. Таков один из основных движущих мотивов творчества Д. Оформление его произведений — импрессионистическое. Изображая окружающий мир, он выделяет то, что связано с душевным состоянием главного персонажа. Для творчества Д. характерен пейзаж, окрашенный обычно в тона того или иного настроения главного героя. Однако писатель от импрессионистической расплывчатости первых рассказов постепенно переходит к большей сжатости и точности выражения, к большему динамизму как в развертывании сюжета, так и в разработке отдельных элементов произведений.

 Библиография:  I. Отд. изд.: Запорошені силуэти, Опов., ДВУ, Харків, 1925; Лицарі абсурду, Драма на 4 діі, вид. "Червоний шлях", 1924; Тук-тук, Опов., вид. "Час", Київ, 1926.
II. Василенко В., За життя розплата тільки кровью, "Критика", 1928, № 5.
III. Лейтес А. і Яшек М., Десять років укр. літератури, Харків, ДВУ, 1928.
М. Чирков

Другие люди и понятия:

Дагестанские языки

Дагестанские языкиДАГЕСТАНСКИЕ ЯЗЫКИ. — Лингвистическая карта Дагестана отличается необычайной, даже для Кавказа, пестротой; есть языки, представленные только отдельными аулами и понятные лишь в пределах… Полная информация

Дадаизм

ДадаизмДАДАИЗМ — сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого… Полная информация

Дадау Магометов

Дадау МагометовДАДАУ МАГОМЕТОВ (псевдоним — Микаел Микаелов) [1863—1926] — кумыкский народный поэт, певец дагестанской горской бедноты, революционер-партизан, первый дагестанский селькор. Очень рано Д. стал… Полная информация