Д - И
Журналы Запада
ЖУРНАЛЫ ЗАПАДА. — Как особая разновидность периодической печати в широком смысле слова Ж. появляется в Европе в XVII в., прежде всего в ученой среде. Этот старейший тип журнала представляет — подобно газете — более или менее случайный подбор различных сведений и сообщений. Но в то время как в газете этот материал черпали из политической области, в раннем Ж. его черпали в науке. Первый европейский Ж. появился во Франции, в начале 1665: "Journal des Savants" (сначала еженедельник, а затем двухнедельник, издававшийся Denys de Sallo, о чем см. подробнее у Karl’a Schottenloher в его книге: "Flugblatt und Zeitung", Berlin, 1922). За ним в том же году последовали в Англии "Philosophical Transactions", в 1668 в Риме — "Giornale de Letterati", в 1682 — издававшиеся на латинском языке в Лейпциге "Acta eruditorum" и т. д. Почти все названные Ж. были посвящены гл. обр. естественным наукам, художественная лит-ра не находила в них отражения. Только в XVIII в. лит-ра начинает постепенно проникать в Ж. Так напр. в Германии (а частью в Англии и Франции) чисто лит-ые Ж. вырастают из моралистических, количество к-рых в XVIII в. измеряется сотнями (Ж. Готшеда "Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit" за 1761 насчитывает в своем указателе немецких периодических изданий, выходивших с 1713 по 1761, 178 названий моралистических Ж.). Наибольшей популярностью пользовался выходивший с 1724 в Гамбурге "Der Patriot", затем последовали: "Der aufrichtige Patriot", "Der allgemeine und allerseit verbessernde Patriot", "Der deutsche Patriot in der geselligen Welt" и т. п. (интересную характеристику немецких Ж. этого времени см. в книге Joachim Kirchner, Die Grundlagen des deutschen Zeitschriftwesens, Lpz., 1928). Но и первые литературные Ж. (а таким первым литературным Ж. в Германии можно считать Ж. Готшеда, ратовавшего за усиление воспитательного влияния поэзии на человека: "Beiträge zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit", 1732—1744) проникнуты моралистическими тенденциями. "Для восходившей буржуазии XVIII в., — пишет в своем „Очерке развития западных лит-р“ Фриче, — в Англии, уже перестраивавшей жизнь по своему образу и подобию, во Франции, готовившейся покончить со старым порядком и установить свое господство, в Италии, готовившейся повторить французский пример, в Германии, только еще пробуждавшейся в лице своей интеллигенции к классовому сознанию, — художественная литература была не чистым искусством, не средством эстетических переживаний, а прежде всего орудием классовой борьбы и классового воспитания, — борьбы против господствующего дворянского класса и воспитания членов своего буржуазного класса. Отсюда преобладающий моральный и гражданский характер лит-ры этой эпохи". Понятно так. обр., почему в этот период пользовались громадным успехом моралистические, в широком смысле слова, Ж. английских писателей — Аддисона [1672—1719] и Стиля [1672—1729] "The Tattler", "The Spectator", "The Guardian", к-рые оказывали такое влияние на немецкие моралистические Ж. Впервые лит-ра появляетя уже в готшедовском моралистическом Ж. "Die vernünftigen Tadlerinnen" [1725—1726]. Несмотря на то, что лит-ра все больше начинает закреплять свои позиции, чисто лит-ые Ж. не могут удержаться и после того, как волна моралистической журналистики убывает. Пробудившееся политическое самосознание буржуазии требовало соответственной журналистики. Основанный напр. в Германии Шиллером Ж. "Horen" [1795—1797], который должен был носить строгий литературно-эстетический характер, а в 1798 Ж. "Propyläen" того же направления потерпели неудачу; последний просуществовал всего два года. Как отмечает Schottenloher, безнадежной задачей было в это время напряженной политической борьбы увлекать людей в "мир красоты", чтобы заставить их забыть мир "грубой действительности". Тот тип литературного журнала, который выработался в результате борьбы между чисто политической и чисто лит-ой тенденцией, явился в сущности определительным для всех последующих форм широкой лит-ой журналистики. Это — сочетание общественно-политического и лит-ого материала, объединенного общностью устремлений и социальной установки. В Германии первым образцом такого Ж. был основанный в 1773 Виландом "Der deutsche Merkur". Самое название Ж. указывает на его связь с старейшим французским Ж. "Le Mercure François" [1605—1644], бывшим в XVII веке одним из важнейших органов французской конституционной партии; к этому французскому Ж. в известном смысле приближается Ж. Виланда (о "Mercure François" см. подробнее в книге P. Daniel Svetozar-Petric, Le groupe littéraire de la Minerve Française, P., 1927). Давая в своем Ж. место выдающимся представителям лит-ой современности (наряду с Глеймом, Якоби и др. здесь печатались Шиллер и Гёте), Виланд проводил определенную политическую линию. Он один из первых довольно тщательно разработал понятие "общественного мнения". Подобно журналу Виланда в Германии старейший литературный Ж. Англии "Edinburgh Review" [1755, в Англии вообще впервые в Европе появилось ревю (обозрение), это — "Monthly Review", 1749—1831] стал ориентироваться на общественность. Как известно, Англия после Великой французской революции повела решительную политику подавления Ирландии и Шотландии, и "Edinburgh Review" боролось с английским влиянием, с моральным и политическим индиферентизмом шотландцев. В эпоху Великой революции большинство французских Ж., начавших с лит-ры, превратилось в политические органы, отражающие идеологию борющихся партий (роялистов, жирондистов и якобинцев). Революционная печать того времени в целом, как указывает Генрих Кунов, дает чрезвычайно поучительный материал для понимания революционного процесса и различных направлений, по которым шел этот процесс. "Революционная жизнь бьет из этой литературы несравненно сильней и с большей непосредственностью, чем из парламентских прений". Среди журналов этой эпохи выделяются реакционные "Деяния апостолов", "Французский Меркурий", либеральные "Парижский журнал", "Национальная газета" и "Курьер Прованса" Мирабо, Ж. жирондистов, "Курьер из Версаля в Париж и из Парижа в Версаль", "Французские и брабантские революции" Камилла Демулена, якобинские журналы Прюдома, "Парижские революции", "Друг народа" (L’ami du peuple) Марата и др.
Основные вехи развития лит-ого Ж. уже намечают и формальные особенности этой разновидности прессы. Связанный через своих предшественников (научные и моралистически-общественные Ж.) с газетой, лит-ый Ж. часто в самом названии отражает еще газетные признаки. Так напр. столь распространенное название, как "Mercure" (Merkur у немцев, Merkurjus у поляков), происходит, по мнению Кирхнера, от слова Merkuries, которое в период англо-испанских войн обозначало последние военные известия и указывало на быстроту передачи сообщения. Этим и объясняется первоначальное использование этого наименования для газеты. Точно так же в названии немецких лит-ых Ж. XVIII века "Briefe" (Письма — напр. название первого подлинно-значительного литературно-критического Ж., издававшегося Лессингом и Николаи, — "Briefe, die neueste Literatur betreffend", 1759) есть следы газетного происхождения Ж.; старейшие образцы газет известны именно в форме писем (см. об этом в названной книге Кирхнера). От исторически-политической журналистики идет и особенно распространенная в ранних литературно-критических Ж. диалогическая форма, введенная Томазиусом в 1688 еще в первом общелитературном (а не узко научном) Ж. на немецком языке и продолженная напр. в смешанном литературно-критическом Ж. Тенцеля "Monatliche Unterredungen einiger guten Freunde von allerhand Büchern und anderen annehmlichen Geschichten" [1689—1698]. Размеры и характер периодичности отдельных лит-ых Ж. также создают постепенность в переходе от газеты к Ж. Если напр. выходивший в 1833—1834 в Париже "космополитический" (желавший отражать лит-ое движение главнейших европейских стран) Ж. "L’Europe Littéraire" появлялся в почти газетном формате три раза в неделю (см. посвященную этому Ж., а также его предшественникам, работу Thomas K. Palfrey, L’Europe littéraire, un essai de périodique cosmopolite, P., 1927), то современный французский еженедельник "Les Nouvelles Littéraires" (пли приближающийся к нему польский "Wiadomosci literackie"), сохраняя формат газеты, является уже еженедельным Ж., а современный немецкий еженедельник "Die literarische Welt" (Берлин) уже отказался от газетного формата. В области научного литературоведения мы имеем только Ж. (напр. немецкий "Euphorion"), литературно-критические произведения дают и "газетоподобные" Ж., и ежемесячники, и т. п. То же относится и к чистым литературно-художественным периодическим изданиям и ко всякого рода "petites revues", являющимся органами определенной группы и помещающим гл. обр. произведения "своих" (например современный французский ежемесячник "La Muse Française", где почти исключительно печатается художественный материал — стихи и проза). Наибольшей сложностью отличается конечно основной тип литературного журнала — журнал литературно-политический. Так напр. современный французский Ж. — "La Nouvelle Revue Française" — складывается обычно из основного — отличного от прочих и по шрифту — отдела, куда входит художественный материал, статья, трактующая злободневную политическую тему в связи с какой-нибудь работой, ей посвященной, и раздела "Notes" — рецензий на книги по всем видам искусства, внутренних и международных лит-ых обозрений и т. д. Примерно та же конструкция характерна и для современного немецкого литературно-политического журнала "Die neue Rundschau" и т. п. Конструкция лит-ого журнала стоит в тесной связи с периодичностью его выпуска. Характер этой последней, наметивший, как выше указано, переход от газеты к Ж., претерпел со времени выхода первых Ж. существенные изменения. Так, если сейчас выпуск журнала точно закрепляется, то в XVIII в. понятие периодичности было очень широким: Ж. выходили часто без определенных указаний о выходе следующего номера, иногда, правда, с соответственной оговоркой со стороны издателя. Устанавливая в зависимости от периодичности выхода Ж. деление на два основных типа — толстый и тонкий Ж., прежде всего надо выделить толстый Ж. с редкой периодичностью, приближающийся к "трудам обществ". Из иностранных современных журналов этого типа (научно-литературоведческих) можно напр. назвать "Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte". Материал этих Ж., посвященных общим и частным проблемам, — статьи принципиального характера с ярко выраженной методологической установкой; характерно для данных журналов и то, что в них почти нет библиографии; последняя заменяется широкими обзорами, также с методологическим уклоном. Переход от рассматриваемого типа к тонкому журналу дает обычный ежемесячный Ж. с его разделами: литературно-художественным (куда входят и критические обзоры) и общественно-политическим при обязательном наличии библиографии, выделяемой по шрифту, а порой и отдельной пагинацией. Своеобразный тип ежемесячника — смешанный художественно-литературный и политически-бытовой Ж., снабженный иллюстрациями, как например во Франции "Variétés", в Германии — "Der Querschnitt" и т. п. Являясь органами левых литературных групп (дадаистов, футуристов и т. п.), эти журналы строятся по принципу острой подачи материала, совершенно лишены "академизма", свойственного в той или иной мере другим толстым Ж., и используют иллюстрации в качестве самостоятельного отдела журнала. Здесь таким образом создается естественный переход к тонкому журналу — двухнедельному и еженедельному, чаще всего иллюстрированному, и отличающемуся от толстого Ж. более яркой установкой на злободневность и фактичность. Из тонких журналов можно — кроме названных выше — отметить во Франции "Monde" и т. п.
Порой создается заметная разница между еженедельным и двухнедельным тонким журналом. В двухнедельнике пропадает иллюстрация, тщательней становится библиография и т. п. Такой двухнедельник — естественный этап на пути от обычного ежемесячного литературно-политического Ж. к неиллюстрированному лит-ому (чаще всего критико-библиографическому) еженедельнику, типа напр. немецкого еженедельника "Die literarische Welt".
Библиография: Периодическая печать на Западе, Сборн. статей, изд. "Образование", СПБ., 1904 (статьи: Берлин П., Очерки современной журналистики; Гроссман Г., Периодическая печать в Германии; Звездич П., Развитие печати в Австрии; Сатурин Д., Очерк периодической печати в Англии; Лабриола А., Периодическая печать в Италии; Смирнов Е., Периодическая печать во Франции; Пименова Е., Очерк истории развития печати в Англии; Гурвич П., Американская печать); Полнер Г. П., Культурные мотивы иностранной журналистики, "Русская мысль", 1895, X, XI; Лозанн С., Ее величество пресса (о французской печати), с предисловием С. Ингулова, М., 1926; За кулисами французской печати, Сборн., предисловие К. Радека, Гиз, М. — Л., 1926; Один час моей карьеры. Из воспоминаний двадцати семи французских журналистов, перев. Г. В. Паукера, Гиз, Л., 1928; Стеклов Ю., За кулисами современной печати, М., 1926. Подроб. указания по странам см.: Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924, стр. 187—190; 793—795; Dovifat E., Der amerikanische Journalismus, mit einer Darstellung der journalistischen Berufsbildung, Stuttgart, 1927; Kirchner J., Die Grundlagen des deutschen Zeitschriftenwesens. Mit einer Gesamtbibliographie der deutschen Zeitschrift bis zum Jahre 1790, B. I, Lpz., 1928; Andrews A., History of British Journalism, 2 vv., L., 1859; Kautsky K., Der Journalismus in der Sozialdemokratie, "Die neue Zeit", 24 Jhrg. 1905—1906; Williams J. B., A history of English Journalism to the foundation of the Gazette, L., 1908; Gonzàlez-Blanco E., Historia del periodismo desde sus comienzos hasta nuestra época, Madrid, 1919; Junker S. C., Grundriss der Journalistik, W., 1920; Rosi O., Journalistische Dialektik, W., 1920; 1921; Warren L., Journalism, L., 1922; 1924; Yost C. S., The Principles of Journalism, N.-Y., 1924; Thorn A. F., Journalism to day, 1924; Fechter P., Dichtung und Journalismus; Bleyer W. G., The history of american journalism, N.-Y., 1927; Menz G., Die Zeitschrift. Eine wirtschaftsgeschichtliche Studio, Stuttgart, 1928; Baumert D. P., Die Entstehung des deutschen Journalismus, München, 1928.
III. Cannon C. L., Journalism, a bibliography, N.-Y., 1924.
Я. Зунделович
Другие люди и понятия:
ЖУРНАЛЫ РУССКИЕ. I. ДВОРЯНСКИЕ ЖУРНАЛЫ ЭПОХИ РАСЦВЕТА КРЕПОСТНОГО ХОЗЯЙСТВА [XVIII в.]. — Как и на Западе, в России Ж. появились позже, чем первые печатные газеты. Их появление вызвано было развитием…
"ЖУРНАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ" — печатный орган, составляющийся и издающийся Центральной книжной палатой РСФСР (см. "Книжные палаты"). Дает информацию о текущих периодических изданиях РСФСР…
ЗАБИЛА Наталья Львовна [1903—] — современная украинская поэтесса. Р. в Ленинграде в интеллигентской семье. Окончила Харьковский институт народного образования, после чего учительствовала и…