Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Д - И

К оглавлению

Зангвиль

ЗангвильЗАНГВИЛЬ Израэль [1864—1926] — англо-еврейский писатель. Р. в Лондоне, в семье бедных еврейских эмигрантов из Польши. Семья З. тщательно оберегала занесенные из старозаветного еврейского местечка обычаи, поверья и воспоминания, которые и запечатлелись в памяти З.
В 1880 З. окончил полурелигиозную "свободную еврейскую школу". К тому же времени относится и начало его лит-ой деятельности. Первые его произведения, напечатанные в небольших журналах для "домашнего чтения", не отличались особенными литературными достоинствами. Первый роман "The Premier and the Painter" им написан в 1887, совместно с Л. Коуэном; следующие два — "Bachelors Club" (Клуб холостяков) и "Old Maidens Club" (Клуб старых дев) — были в значительной мере растянутыми сериями фельетонов.
З. начал привлекать к себе внимание лишь в 1888—1889 по опубликовании сборника рассказов "Трагедии Гетто", за к-рыми в 1897 последовали "Дети Гетто" — серия рассказов из жизни польских евреев. В 1898 он написал своих "Мечтателей Гетто"; вскоре "Комедии Гетто" и другие аналогичные "Гетто" вывели З. на столбовую дорогу английской литературы. Каждое новое "Гетто" укрепляло его известность как своеобразного художника. Большую роль конечно при этом сыграло то обстоятельство, что материал, к-рым пользовался З., и среда, к-рую он описывал, были совершенно незнакомы английскому читателю. З. привлекал его новизной и экзотичностью своей тематики. К этому надо прибавить своеобразный юмор З. и его склонность к парадоксам. Юмор З. нравился своим едва заметным "иностранным" привкусом еврейского анекдота, а парадоксы, отдаленно напоминавшие Шоу и Честертона, входивших тогда в моду, никак не могли оскорбить или напугать английского филистера. Все это вместе взятое сделало З. в глазах английского читателя весьма популярным еврейским писателем, а в глазах иностранцев — известным английским беллетристом.
"Гетто" З. не были отражением жизни еврейства. С живой жизнью еврейских масс, особенно Восточной Европы, З. не имел ничего общего, он с нею просто не сталкивался, знал о ней лишь по наслышке и по воспоминаниям других. Еврейскому читателю произведения З. настолько чужды, что, несмотря на свою популярность в Западной Европе, почти не переводились на еврейский язык.
В 1898 З. пытался в романе "Flutterduck" отразить жизнь евреев, к-рых он видел вокруг себя в Лондоне, в вайтчепельском иммигрантском квартале. Его "объективность" выразилась в том, что он "показал", как еврейские предприниматели и хозяйчики Уайтчепеля живут чуть ли не беднее своих рабочих. А писалось это в самый разгар "потогонной системы", когда с рабочего-иммигранта драли не семь, а семьдесят семь шкур.
В конце 90-х гг. З. посетил Америку и в результате этой поездки написал драму "The Melting Pot" (Тигель). Идея драмы — в том, что Америка является могучим тиглем, в к-ром различные национальности и расы — и в том числе евреи — переплавляются в одну новую и единую американскую расу, и что этот переплав является чуть ли не неизбежным законом. Драма З., давшая тусклое и кривое зеркало американской жизни, долго на сцене не продержалась и была скоро забыта. Осталось, острое словцо "Тигель", которое З. пустил в оборот.
Любопытно однако, что сам З. придавал мало значения своей теории "Melting Pot", являвшейся проповедью полной национальной ассимиляции, так как через несколько лет примкнул к крайнему националистическому течению среди евреев — к сионизму — и стал его ярым пропагандистом. Но от сионизма он скоро отошел и попытался — без особенного успеха, впрочем, — создать собственную партию территориалистов, утверждавших необходимость отдельной территории для еврейского народа. Неуспех территориализма однако заставляет Зангвиля сделаться рыцарем целого ряда других идей. То он ярый борец за феминизм, то пишет статьи, восхваляющие вегетарианство, то выступает на рабочих собраниях и объявляет себя противником войны.
После Октябрьской революции З. присоединяется к той небольшой группе радикальной интеллигенции Англии, к-рая выступает против интервенции и в защиту Советского Союза, чуть не примыкает к коммунистической части группы "Clarté", основанной Барбюсом. Но почти в то же самое время он пишет комедию "We, Moderns" (Мы, современные), представляющую злостную карикатуру на современные радикальные настроения молодежи.
Его последнее произведение — "Голос из Иерусалима" — очень слабая вещь, переполненная сионистскими разглагольствованиями, несмотря на то, что с сионизмом З. уже давно порвал и даже выступал против него по всякому поводу, противопоставляя палестинской неудачной колонизации успехи еврейского земледелия в СССР.
Жизнь и творчество З. были воплощением одного из парадоксов, которыми он любил играть: "его почитали те, кто его не понимал". Творчество З. отмечено нарочитостью и случайностью. Его рассказы и пьесы написаны лишь для того, чтобы произвести впечатление подслушанным острым словцом или сногсшибательной фразой. З. был характерным выразителем мятущейся и растерянной мелкой буржуазии, нигде не находящей себе места и потому примыкающей то к тому, то к иному политическому направлению.

 Библиография:  I. На русском языке: Собр. сочин., 4 тт., изд. "Атенеум", М., 1910—1911 (т. I. Комедии Гетто, Лик скорбящего, Еврейский Гамлет, Наемники, Еврейская троица, Вечная труженица, Англизация; т. II. Мечтатели и фантазеры Гетто, Иосиф-фантазер, Спаситель народный, Живые мощи, Сфинкс подснежник; т. III. Плащ пророка, Роман; т. IV. Король Шнореров).
М. Кац

Другие люди и понятия:

Запольская-Снежко

Запольская-СнежкоЗАПОЛЬСКАЯ-СНЕЖКО Габриель [Sniezko-Zapolska, 1860—1921] — польская беллетристка и драматург. Главная представительница натуралистической школы в Польше. Под сильным влиянием Золя она изображала жизнь с… Полная информация

Заратустра

ЗаратустраЗАРАТУСТРА [Заратуштра, греческое — Зороастр] — полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии — Авеста — в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как… Полная информация

Зардаби

ЗардабиЗАРДАБИ Гасан-бег Меликов — азербайджанский публицист. Высшее образование получил в Москве, где был тесно связан с народническими кружками. В 1875 основал первую тюркскую газету "Экинчи"… Полная информация