Д - И
Заумь
ЗАУМЬ — заумный язык, заумная поэзия. З. явилась одним из основных творческих принципов русского кубофутуризма (см. "Футуризм"). В "Декларации заумного языка" ("Заумники", Баку, 1922) Хлебников, Петников и Крученых так определяли сущность З.: "Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком… но и личным… и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным. Общий язык связывает, свободный — позволяет выразиться полнее (пример: -го оснег кайд, и т. д.). З. пробуждает и дает свободу творческой фантазии, не оскорбляя ее ничем конкретным". З. так. обр. представляется или сочетанием звуков, не имеющих значения ("убещур", "скум" и прочие — Крученых) или таковых же слов:
"Захурдычивая в жордубту По зубарам сыпь дурбинуштом.
Расхлыбасть твою да в морду ту Размордачай в бурд рябинушшом" (Каменский).
Поскольку из заумного слова устранялось значение, постольку задача поэзии сводилась к созданию новых звуковых построений, подобных приведенным, что определяло значение З. в поэтике кубофутуризма. В лит-ом плане З. являлась своеобразной реакцией в защиту "самовитого слова" против того подчиненного значения, к-рое имело слово в поэтике символизма (см.), где оно играло лишь подсобную роль в создании символа и где поэтическая лексика чрезвычайно резко была оттраничена от словаря разговорной речи. Уже акмеизм (см.) значительно раздвинул свои словарные границы (ср. "Я на правую руку надела перчатку с левой руки" — Ахматова; "Неожиданный и смелый женский голос в телефоне" — Гумилев), еще дальше шел эгофутуризм ("Это было на концерте в медицинском институте, Ты сидела в вестибюле за продажею афиш" — И. Северянин). Не удовлетворяясь включением в поэтический словарь разговорного яз., кубофутуризм еще более расширял его лексические и звуковые возможности, идя по двум линиям: первая линия — создание новых слов из старых корней (в этом случае значение слова сохранялось), как у Хлебникова, Каменского и др.: могатырь, могач, земеса, творяне, петер и т. д.; поскольку слово выдвигалось на первый план, постольку переоценивались и его элементы, к-рым придавалось самостоятельное значение, — отсюда вторая линия, представленная Крученых, т. е. именно З. — создание новых звуковых комплексов, лишенных значения, — доводившая этот процесс возвращения слову его "прав" до абсурда. В богемной среде деклассировавшейся буржуазии, служившей базой для кубофутуризма, деградация давала своеобразное ответвление — крайний индивидуализм наряду с чрезвычайно слабо развитыми социальными связями — и вела к созданию З., т. е. исключительно индивидуалистического яз. Принципиально отличны от З. различные звуковые построения, также не имеющие значения, но играющие ту или иную композиционную роль — припева и т. п., напр. у Сумарокова — "Хор ко гордости":
"Гордость и тщеславие выдумал бес, Шерин да берин лис тра фа, Фар, фар, фар, фар люди ер арцы" и т. д., воспроизводящие то или иное звучание чужого яз., и т. п. (напр. у Л. Толстого разговор русских и французских солдат в "Севастопольских рассказах", у И. Сельвинского "Пролог" в "Пушторге" и цыганские стихи, у Л. Леонова "Туатамур" и т. п.), поскольку самая бессмысленность их имеет уже определенное смысловое значение; точно так же не могут быть отнесены к З. бессмысленные песни религиозных сект ("Рентре, фентре, ренте, финтри, фунт"), воспроизводящие "божественный" яз. и опять-таки, следовательно, осмысленные (см. "Стилистика лингвистическая"). З. — результат попыток создать индивидуалистический яз., попыток, основанных на глубоком непонимании социальной сущности языкового явления.
Библиография: Арватов Б., Речетворчество (По поводу заумной поэзии), "Леф", 1923, II; Малахов С., Заумники, "На лит-ом посту", 1926, VII—VIII; См. также лит-ру об А. Крученых и др. представителях заумной поэзии.
Л. Тимофеев
Другие люди и понятия:
ЗАУЭР Август [Sauer, 1855—1926] — австрийско-немецкий историк литературы и литературовед; выдающийся представитель историко-филологической школы Шерера (см.) и основатель так называемого…
ЗАХАРИАСЕВИЧ Ян [Jan Zacharjaçevicz, 1825—1906] — польский писатель, игравший видную роль в лит-ре 60—80-х гг. Основные мотивы творчества З. — это проповедь "маленьких дел" и постепенства. Герой З. —…
ЗАХЕР-МАЗОХ Леопольд, фон [Sacher-Masoch, 1836—1895] — немецко-австрийский писатель, по происхождению русин, сын галицийского полицейпрезидента. Будучи по образованию историком, З.-М. рано оставил…