Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Д - И

К оглавлению

Зелинский Ф. Ф.

Зелинский Ф. Ф.ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей Францевич [1859—] — фиололог-классик, бывш. профессор С.-Петербургского университета, в настоящее время — профессор в Варшаве и член Краковской академии наук, по национальности поляк. Филологическое образование получил в Лейпцигском университете. Разносторонний исследователь античной литературы и религии, З. сделал ряд ценных открытий в области науки о древности, нередко пролагая при этом новые пути, особенно в разработке проблем античной литературной техники. Так, Зелинский установил структуру древнеаттической комедии ("О синтагмах в древнегреческой комедии", СПБ., 1893; "О дорийском и ионийском стилях в древней аттической комедии", СПБ., 1885; "Die Gliederung d. altattischen Komödie", Leipzig, 1885, и др.), сделал оригинальные наблюдения над повествовательной техникой гомеровского эпоса ("Закон хронологической несовместимости и композиция Илиады", Сб. в честь Ф. Е. Корша, М., 1896; "Старые и новые пути в гомеровском вопросе", "ЖМНП", 1900, кн. 5), дал метод восстановления утерянных греческих трагедий путем вскрытия рудиментарных мотивов в трагедиях более поздних авторов ("Рудиментарные мотивы в античной трагедии", Сборник в честь Э. Р. Ф. Штерна, Одесса, 1912; "Tragodumenon libri tres", Краков, 1925, ср. также введения к переводам трагедий Софокла и Еврипида), кропотливые исследования в области ритмики латинской художественной прозы ("Das Clauselgesetz in Ciceros Reden", "Philol. Suppl", IX, 1904; "Der constructive Rhythmus in Ciceros Reden", "Philol. Suppl.", XIII, 1913, и мн. др.); ему же принадлежит выдающийся труд о значении Цицерона в истории европейской культуры ("Cicero im Wandel d. Jahrhunderte, Lpz., 1912, cp. "Цицерон в истории европейской культуры", "Вестник Европы", 1896, кн. 2) и множество мелких статей. Работы З. отличаются свежестью наблюдений и искусством меткой характеристики, но страдают иногда чрезмерным схематизмом в построениях. Отдавая дань моде на психологизм, З. стремится осложнить традиционный в изучении древних лит-р филологический метод широким привлечением психологического элемента, однако не столько в плане индивидуальной психологии (сведения об античных писателях слишком скудны), сколько в плане психологии культуры на основе сравнительного изучения идеологий различных эпох и исследования влияния античности на европейскую культуру; в этом смысле метод З. можно определить как культурно-психологический. Весьма значительны заслуги З. по пробуждению в русской интеллигенции интереса к античной культуре, дискредитированной "классическими гимназиями" Толстого и Делянова. З. был долгое время единственным филологом-классиком в России, к-рый не замыкался в узкие рамки специальных занятий и стремился ввести классическую филологию в общую систему гуманитарных наук, а предмет филологии — античность — в общую историю европейской культуры. Ученый, отзывчивый к культурным проблемам современности, З. с девяностых годов выступает с рядом популярных статей и лекций по различным вопросам античной культуры, горячо защищает идею классического образования и неуклонно проводит мысль о неразрывной связи современности с древним миром [объединены впоследствии в сборниках "Из жизни идей", I—IV; книга "Древний мир и мы" ("Из жизни идей", т. II) переведена на многие иностранные языки]. Старому "классицизму", видевшему в античности недосягаемый идеал и образец для подражания, З. противопоставляет положение: античность — "семя, а не норма"; усвоение ценностей античной культуры народами Новой Европы в сочетании с национальными задатками этих народов составляет задачу "Возрождений" — романского XIV—XVI вв., германского XVIII—XIX вв. и грядущего славянского. Резко отмежевываясь от исторического материализма, Зелинский объявляет себя сторонником "идеологизма", который кладет в основу всех гуманитарных наук психологию и выводит историю культуры из "стремления человеческой души к совершенствованию вложенных в нее природою задатков" к идеалам истины, добра и красоты в их светском и религиозном аспектах. Лит-ра рассматривается З. в первую очередь как "проявление художественного гения" народа, и задачей историка лит-ры является претворение результатов филологической работы в "историко-художественном сознании". В популярных работах З. рассыпано много оригинальных мыслей и тонких наблюдений, относящихся к отдельным явлениям античной культуры, но "идеологизм" З немедленно обнаруживает свою несостоятельность в проблемах динамики исторического процесса, и З. обычно вынужден ограничиваться констатированием идеологических изменений, не поддающихся истолкованию в желательном для него "психологическом" направлении. Теория "национальных задатков" закрывает возможность понять греческую культуру генетически, и у З. остается единственный выход — преклонение перед "самобытностью" "избранного народа" — греков. Эти общие недостатки историко-философской концепции, в связи с изолированным рассмотрением античности, без учета связи с Востоком и данных этнологии, приводят З. в его попытках синтеза античной культуры ("Древнегреческая религия", П., 1918; "Религия эллинизма", П., 1921; "Греческая литература эпохи независимости", П., 1919—1920; ср. учебник "История античной культуры", М., 1915) к ряду произвольных построений, непригодных даже как материал для социологического истолкования античности, и к замене исторического анализа субъективным "чувствованием", в значительной мере обусловленным симпатиями З. к католицизму. Большое значение имели переводы З. (речи Цицерона, героиды) — "баллады-послания" Овидия, трагедии Софокла, редакция перевода трагедий Еврипида, исполненного Инн. Ф. Анненским, снабженного обширными введениями и комментариями. Перу З. принадлежат также статьи по зап.-европейской литературе, гл. обр. о претворении античных мотивов в творчестве Шекспира, Шиллера, Байрона, Иммермана, Ницше, и пересказы античных мифов для детей ("Иресиона", 1—4, П., 1921—1922; "Античный мир", 1—3, П., 1922—1923).

Библиография трудов З. до 1908: Список трудов проф. Ф. Ф. Зелинского, изданный ко дню двадцатипятилетия его преподавательской деятельности его учениками, 1884—1909, СПБ., 1909; С 1908 по 1913 в — журнале "Гермес", 1914, стр. 84—87; Краткие автобиографические сведения в "Биографич. словаре профессоров и преподавателей имп. СПБ. ун-та", СПБ., 1896, стр. 265—267.
И. Троцкий

Другие люди и понятия:

‘Земля’

'Земля'"ЗЕМЛЯ" — лит-ые сборники, выходили в Московском книгоиздательстве писателей с 1908 по 1917 в количестве от одной до трех книжек в год. Всего вышло 20 книг. Появившись как подражание очень… Полная информация

‘Земля и фабрика’

'Земля и фабрика'"ЗЕМЛЯ и ФАБРИКА" — сокращенно "ЗИФ" — государственное акционерное издательское общество. Возникло по инициативе ЦК Профсоюза бумажников в 1922, в период все возраставшего спроса на… Полная информация

Зенкевич

ЗенкевичЗЕНКЕВИЧ Михаил Александрович [1888—] — современный поэт. Продолжая традиции акмеистов (см.), З. является вместе с тем одним из немногих представителей русской "научной поэзии". В творчестве… Полная информация