Д - И
Евдокимов
ЕВДОКИМОВ Иван Васильевич [1887—] — современный писатель. Р. в Кронштадте, в семье флотского фельдфебеля; детство провел в деревне; здесь же получил и первоначальное образование; позднее — служил на железной дороге телеграфистом и др.; пять лет [1903—1908] — в вологодской большевистской организации; продолжал образование в провинции и столицах — курсы и Петербургский университет (историко-филологический факультет); после Октябрьской революции — работал библиотекарем, заведующим школой, лектором по истории искусства, техническим редактором и т. д.
В 1915—1916 в провинциальных газетах появляются его первые мелкие рассказы. В 1925 напечатана повесть "Сиверко"; вслед за ней писатель опубликовывает крупное произведение — художественную хронику (автором названную "романом") первого десятилетия нашего века — "Колокола". Эти две вещи сразу выдвинули Е. как заметную писательскую фигуру "попутнического" сектора современной лит-ры.
"Колокола" завоевали большую популярность в читательских кругах, показав в Е. даровитого писателя-реалиста. Автор выказал себя знатоком тех социальных групп (в том числе рабочий класс кануна 900-х гг. и ближайших последующих лет) и общественных событий, к-рые он взял в качестве объекта изображения. Успех "Колоколов" обусловлен потребностью общества в художественном отображении пройденных этапов революционного движения в России. "Колокола" в известной мере этот существенный пробел и восполнили. В хронике Е. развернуто бытие различных общественных групп: буржуазии, крестьянства, рабочих, социал-демократической интеллигенции, реакционной интеллигенции, мещанства и др. "Колокола" богаты сценами, событиями и ситуациями. Деревня, усадьба, городская окраина, быт рабочей слободы, фабрики, рабочие кружки и сходки, нелегальные типографии с их техникой революционного подполья, организации, забастовки и, наконец, 1905, с баррикадами, жертвами, подавлением революции, с "куцой" конституцией — все это нашло в "Колоколах" свое яркое отображение.
Однако в дальнейшем пути Е. обозначился резкий поворот: роман "Чистые пруды" — вещь типичная для так наз. "легкой литературы" со всеми характерными для обывательского "чтива" устоявшимися традиционными аксессуарами. Большой роман "Заозерье" также не представляет достижения Е., хотя внешне и обнаруживает возросшее художественное мастерство писателя.
Смысл последнего этапа, переживаемого Е. — в спокойном, "созерцательном" и возможно более объективном бытописании социально отжившего, отошедшего: Е. интересует преимущественно дореволюционное дворянство и купечество.
Библиография: I. Кроме упомянутого: У Трифона на корешках, Рассказы, изд. "Пролетарий", Харьков, 1927; Овраги, Рассказы, изд. Моск. т-ва писат., М., 1927; Чистые пруды, Роман, изд. "Пролетарий", Харьков, 1927; Собр. сочин., изд. "ЗИФ" (т. I — Зеленые горы, повести и рассказы, М., 1928, тт. II и III — Заозерье, Роман, кн. 1 и 2, чч. 1—4, М., 1928). — Автобиографические сведения см. в сб. Лидина В., "Писатели", изд. 2-е, М., 1928.
II. Отзывы о романе "Колокола": Смирнов Н., "Новый мир", 1926, XII; Лежнев А., "Печать и революция", 1926, VIII; Селивановский А., "Молодая гвардия", 1927, I; Бек А., И. Евдокимов (Беглые заметки), "На литературном посту", 1927, IX; Майзель М., "Звезда", 1927, IX (отз. об "Оврагах"); Его же, "Звезда", 1927, VII; Анибал Б., "Новый мир", 1927, VII; Лежнев А., "Печать и революция", 1927, V (отз. о рассказах "У Трифона на корешках"); Николаев Я., "На лит-ом посту", 1927, XXI; Алгасов П., "Печать и революция", 1928, III; Анибал Б., "Новый мир", 1928, I (отз. о "Чистых прудах").
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1927.
И. Нович
Другие люди и понятия:
ЕВДОШВИЛИ Ирадион [1873—1915] — грузинский поэт. Происходит из крестьянской семьи. Литературную деятельность Е. начал в 1893 в журнале "Иверия" и других, а затем в органе молодой грузинской с.-д….
ЕВЛАХОВ Александр Михайлович [1880—] — литературовед. Сын чиновника. Окончил Петербургский университет по ист.-филол. факультету. Был доцентом, потом профессором по кафедре романо-германской…
ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич [1879—] — драматург и театральный теоретик. По исходной точке зрения своего изощренного эстетизма он очень близок Оскару Уайльду (см.). Как Уайльд скорбел об…