Д - И
Екатерина II
ЕКАТЕРИНА II [1729—1796] — как писательница является представительницей той дворянской дидактики, к-рая особенно характерна для русского XVIII в. Свое писательство она понимала как орудие популяризации идей просвещенного абсолютизма, защищавшихся ею в первую, "либеральную", пору ее царствования. Большинство ее произведений составляют сатиры. Выражая устремления крупного аристократического дворянства, Е. направляет острие своей сатиры, с одной стороны, против средне- и мелкопоместного дворянства, высмеивая некультурность и слепое подражание французам, а, с другой — против попыток самостоятельного анализа общественных вопросов зарождавшейся буржуазной интеллигенцией. Знание быта городского и провинциального дворянства передано было Е. окружавшими ее литераторами, в сотрудничестве с к-рыми она писала свои сочинения. Вообще авторство Е. не вполне покрывается ее именем. Первоначально она выступает как журналистка, основывая в 1769 журнал "Всякая всячина", где ей принадлежит несколько заметок ("Письмо патр. Правдомыслова" и др.). С 1772 Е. пишет ряд комедий, среди к-рых следует отметить: "О, время", "Именины госпожи Ворчалкиной", "Госпожа Вестникова с семьей", "Думается тако, а делается инако". В 1783 Е. принимает близкое участие в журнале "Собеседник любителей российского слова" [1783—1784], издававшемся кн. Дашковой "иждивением Имп. академии наук", в к-ром Е. по существу являлась негласным редактором. Здесь напечатаны ее статьи под общим заглавием "Были и небылицы" — сатирические заметки на разные темы, преимущественно о нравах того времени, частью направленные против окружавших ее придворных (И. Шувалов, Чоглоков). Она писала также комические оперы ("Горе-богатырь", "Новгородский богатырь"), сказки утопического характера ("Хлор", "Февей"), в к-рых излагала свои взгляды на задачи воспитания, "исторические представления" (о Рюрике, Олеге, Игоре). Следует отметить и борьбу Е. с масонством [комедии — "Обманщик", "Обольщенный", "Шаман сибирский", также пародии на масонскую ложу — "Тайна противонелепого общества (Anti-absurde), открытая непричастным оному"]. Плохо разбираясь в сущности учения и причисляя к его последователям и шамана и Калиостро, Е. чувствует его связь с "левыми" течениями, с к-рыми она позже, испуганная французской революцией, станет бороться более действительными средствами (ссылка Радищева в Сибирь, заключение Новикова в Шлиссельбург).
От чисто литературных произведений Е. следует отличать ее работы историко-публицистического характера и переводные ("Наказ", "Записки касательно российской истории", "Велизар", "Mémoires" и др.). Не представляя большой лит-ой ценности, комедии Е. интересны гл. обр. заключенным в них публицистическим содержанием и легким сатирическим изображением тогдашних дворянских нравов. Строясь по обычному типу комедий XVIII в., с их незамысловатой любовной интригой, преувеличенно комическими персонажами и ловкими слугами ("наперсниками"), произносящими нравоучительные сентенции, они высмеивают ханжество, сплетни, суеверие, скупость, щегольство, подражание французам и т. п. Наиболее удачны типы: ханжи — Ханжахиной, сплетницы — Вестниковой, прожектера — Некопейкина, петиметра — Фирлюфюшкова и др. Несмотря на участие в работе над комедиями Е. русских литераторов, язык последней не всегда правилен; однако он близок к разговорному. Упрощение речи она сама упорно отстаивала ("Завещание" в "Собеседнике": "Краткие и ясные выражения предпочитать длинным и кругловатым… кто писать будет, тому думать по-русски, из иностранных яз. не занимать слов, красноречия не употреблять нигде…" и т. д.). Авторство Е. долгое время скрывалось от публики.
Библиография: I. Сочин. Е. на основании подлинных рукописей и с объяснительными примечаниями А. Н. Пыпина (по смерти его под ред. А. Барскова) изданы Академией наук в 1901—1908, в 12 тт. В это издание включено много ранее нигде ненапечатанных сочинений Е., автобиографических записок и даны подробные примечания об отдельных пьесах и переводах на иностранные яз.
II. Пыпин А., История русской литературы, т. IV, изд. 4-е, СПБ., 1913 (гл. I—II, здесь же и библиография, изд. 1-е, СПБ., 1889).
III. Неустроев А., Историческое розыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703—1802, СПБ., 1874; Его же, "Указатель" к названной работе, СПБ., 1898; Голицын Н., кн., Библиографический словарь русских писательниц, СПБ., 1889; Мезьер А., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ.. 1910.
Л. Т.
Другие люди и понятия:
ЕККЛЕЗИАСТ [по-гречески — "оратор в народном собрании" или "проповедник в общине", перевод еврейского Koheleth] — одна из так наз. канонических книг Ветхого завета, вместе с…
ЕЛЕНА — греческое божество, героиня греческих мифов. В историческое время культ Е. существовал лишь в немногих местностях, и образ ее известен был преимущественно в той форме, к-рую ему придала…
ЕЛИН-ПЕЛИН [1878—] — псевдоним болгарского писателя Димитрия Иванова. Крестьянин по происхождению, Е.-П., не закончив среднего образования, вернулся в родную деревню и некоторое время…