Д - И
Жаров
ЖАРОВ Александр Алексеевич [1904—] — современный поэт. Р. в семье крестьянина. С 1918 до 1925 был на комсомольской работе.
Печататься начал с 1919, преимущественно в комсомольской печати. С 1922 сотрудничает почти во всех центральных органах, помещающих художественную литературу, в ряде альманахов, сборников и т. п.
Ж. является поэтом "второго призыва", выдвинувшимся на смену первым пролетарским писателям ленинградского Пролеткульта и московской "Кузницы". В противовес романтической и героической лирике периода гражданской войны, лирика Ж., как и других поэтов "второго призыва" (преимущественно комсомольцев), отразила "восстановительный" период нашего хозяйства.
Тематика первого этапа творчества Ж. разнообразна. Рядом с отдельными "героями" у Ж. — темы общего характера вплоть до "коминтерновских", но даже и в этом последнем случае они более конкретны и менее символичны, чем это было у поэтов Пролеткульта; они подчинены задачам дня, и в этом смысле поэзия Ж. в значительной своей части "календарна" — это отклик на то или иное событие советских буден или поэтическая раскраска советских праздников.
Общее настроение, к-рым проникнута поэзия Ж., — бодрый и жизнерадостный гимн революционным будням, строителям нового мира, в особенности же революционной молодежи (комсомольская тематика занимает самое большое место в поэзии Ж.):
"Радость, радость, цветы и звенья, Буйствуй молодостью в молодежи".
Ж. остается таким же приподнятым лириком и в большинстве своих поэм, которые не столько развертывают образы и типы в их внутренней психологической сущности, сколько их лирически воспевают (если это друзья) или бичуют (если это враги — например: хулиган в "Гармони", белогвардеец Лузгин в "Азиатах" и т. д.).
Последние стихи Ж., рядом с современной пролетарской прозой широкого эпического размаха повторяющие прежние публицистические мотивы в недвижных формах ранней его поэтики, — риторичны и художественно неубедительны. Новые же мотивы, правда, свидетельствуют о некотором сдвиге поэта, но идут они в сторону от прямых путей пролетарской поэзии и несут на себе следы влияния мелкобуржуазной стихии, которая делает поэта проводником отдельных своих настроений.
Особенно сказывается этот поворот в лирике, посвященной женщине. Лирическую героиню первых стихов Ж. — комсомолку, товарища и политического борца — оттесняет женщина-самка. "Разоблачение" лирической героини, начатое в известном стихотворении "Сними, мой друг, скорее сапоги… чтоб не испортить линии ноги" — Ж. довел до конца, предложив в качестве заведующей женотделом… евангельскую блудницу Магдалину! Ж. "оправдывал" такие настроения как неизбежные "издержки производства" при стройке нового быта, как своеобразную дань с трудом изживаемому прошлому. Так ли это — покажет будущее.
Библиография: I. Слово о Поволжьи, М., 1921; Ледоход, М., 1921, 2-е дополн. изд., с предисл. А. В. Луначарского, М., 1925; Красная тальянка, М., 1923; изд. 2-е, М., 1925; Комсомолец, М., 1924; изд. 2-е, М., 1925; Песни юных пионеров, М., 1924; Песня о червонце, Харьков, 1924; Мастер Яков, М., 1924; Азиаты, М., 1925; Обновленная земля, М., 1925; Наш день, Харьков, 1925; Сердце горит, М., 1925; Здравствуй, жизнь, М., 1925; Гармонь, М., 1926; Избранные стихи, М., 1926; Строй, М., 1926; Рост, М. — Л., 1927; Свинец и терпенье, М., 1927; Сердце не остудишь, М., 1927; Первый том, Стихи и поэмы, М., 1928 (сюда вошло многое из печатавшегося ранее); Мекка, М., 1928; Итальянское письмо и др. стихи, М., 1928, и ряд сборников в сотрудничество с другими поэтами.
II. Беккер Мих., Поэт развертывающейся жизни, "На лит-ом посту", 1926, III; Лелевич Г., О пролетарском литературном молодняке, М., 1926; Воронский А., Литературные типы, изд. 2-е, М., 1927; Диспут "О Жарове и жаровщине" в ленинградских газетах: "Смена", "Красная газета" (веч. вып.), "Ленинградская правда" за ноябрь — декабрь 1926 (статьи Штейнмана, Тура и Блейнгардта); Против травли т. Жарова (в ответ на предыдущие статьи), "На лит-ом посту", 1927, I (за подписью секретариата ВАПП).
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.
С. Малахов
Другие люди и понятия:
ЖАРРИ Альфред [Alfred Jarry, 1873—1906] — французский поэт и прозаик 90-х гг. Характерный представитель литературной богемы с ее расхлябанной сентиментальностью, кафешантанной романтикой и…
ЖДАНОВ Иван Николаевич [1846—1901] — литературовед, проф. Киевского и Петербургского университетов, с 1899 — академик. Ученик М. И. Сухомлинова (см.) и О. Ф. Миллера (см.), Ж. преимущественно занимался…
ЖДАНОВ Лев (псевдоним Льва Григорьевича Гельмана) [1864—] — романист и драматург. Ж. наиболее известен своими историческими романами: "Царь Иоанн Грозный", "В стенах Варшавы" и др.; ему…