Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

И - К

К оглавлению

Камал Г.

Камал Г.КАМАЛ Галиаскар Галиаскарович [1879—] — татарский драматург и публицист. Р. в Казани, в семье кустаря. До 1900 учился в духовной школе (медрессе) муллы Варуди в Казани. Самоучкой изучил русский яз. и увлекся русской драматической лит-рой и театром. Общее реформаторское движение среди шакирдов (учащейся молодежи), движение протеста против влияния феодального Востока захватило и К. Он выступает в своих драматических произведениях против старых полуфеодальных пережитков в татарской жизни. Первая драма К. "Бахетсез егет" (Несчастный юноша) написана в 1898 и издана в 1899. Так. обр. К. начал свою литературно-драматическую деятельность еще задолго до зарождения татарского театра [1906] и вполне заслуженно считается отцом татарской драматургии. К. — чрезвычайно плодовитый литератор; он написал 15 оригинальных драматических произведений и перевел с русского и турецкого яз. около 100 произведений, в числе которых следует указать переводы русских и иностранных классиков: "Ревизор" Гоголя, "Гроза" Островского, "На дне" М. Горького, "Скупой" Мольера и др.
К. — представитель реалистического театра в татарской драматургии; он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов, купчих, характерных для тогдашней татарской жизни бабок-знахарок и тому подобные типы. Классическими образцами тупоумия и консерватизма татарской реакционной буржуазии в произведениях К. являются — купец Хамза (комедия "Бренче театр" — "Первый спектакль"), для к-рого "сам господин пристав" — все на свете, и лавочник Ахметзян (пьеса "Безнен шахар серляре" — "Тайны нашего города") — вождь духовного центра татарской буржуазии Казани, Сенного базара, ярый противник всего нового и прогрессивного, и в то же время пошляк и развратник. К. бичует и молодую либеральствующую татарскую буржуазию.
Велики заслуги К. как создателя современного татарского лит-ого яз. на основе казанского народного говора. В период, когда К. выступил на лит-ую арену, в татарской лит-ре господствовало влияние турецкого и арабского яз., и сторонники татаризации лит-ого яз. были малочисленны и слабы. К. с первых же шагов своей лит-ой деятельности [1899] выступил смелым сторонником этой демократизации. В предисловии к "Бахетсез егет" он ратует за введение в литературу "уличного языка" и бросает вызов приверженцам "высокого" стиля. И до сих пор яз. К. является классическим образцом татарского лит-ого языка.
Бичуя старое, К. не сумел достаточно четко показать силы нового класса, идущего на смену старому. Но как публицист К. чрезвычайно близок нам. Публицистическую деятельность К. начал в 1905, когда в Казани стали выходить татарские газеты. Был сотрудником либерально-буржуазной газеты "Казан Мухбире" (Казанский вестник), но разошелся с руководившими газетой кадетами и в 1906 издавал газету "Азат Халк" (Свободный народ), в к-рой сотрудничал большевик Кулахметов. В "Азат Халк" печатались статьи против пантюркистской газеты "Терджеман", против национал-кадетской — "Мусульманский союз" и за пролетарскую диктатуру. Газета после 14-го номера была закрыта. В 1908—1909 совместно с популярнейшим татарским поэтом А. Тукаевым К. редактировал юмористический журнал "Яшен" (Молния); до Октябрьской революции Камал сотрудничал в газете "Юлдуз".
С первых же дней Октябрьской революции К. без колебаний перешел на сторону пролетариата и до настоящего времени сотрудничает в партийно-советской печати. В годы гражданской войны под псевдонимом "Аулиа и компания" К. пишет сатирические произведения, очень популярные среди рабочих и крестьян Татарии, и работает в драмкружках частей Красной армии. Советская общественность достойно оценила плодотворную деятельность К. В 1923 ему присуждено звание героя труда, в 1926 (20-летний юбилей татарского театра) — звание народного драматурга Татарии; в 1929 К. отпраздновал 30-летний юбилей своей лит-ой деятельности.

 Библиография:  I. Оч бадбахет, Казань, 1902; Бахетсез егет, Казань, 1907; Бренче театр, Буляк учен, Казань, 1907; Банкрот, Деджал, Казань, 1912; Безнен шахар серляре, Кайныш, Казань, 1913; Ойляням, Кондяш, Казань, 1918; Собр. сочин. (Буляк учюн, Бренче театр, Бахетсезегет), Казань, 1925; Хафизалау-иркям, Казань, 1928.
II. Абдрахман Саади, История татарской литературы (на татарском яз.), Казань, 1926, стр. 114 и сл.
С. Файзуллин

Другие люди и понятия:

Камал Ш.

Камал Ш.КАМАЛ Шериф (Байгельдиев) [1884—] — татарский писатель-беллетрист. Р. в д. Печлы, Пензенской губернии; до 17 лет воспитывался в деревне в семье муллы, затем два года провел в Константинополе, куда… Полная информация

Камегулов

КамегуловКАМЕГУЛОВ Анатолий Дмитриевич [1900—] — современный литературовед. Р. в Смоленске в семье священника. Окончил Астраханскую гимназию и Ленинградский университет. Сменил до 1919 целый ряд… Полная информация

Каменев Г. П.

Каменев Г. П.КАМЕНЕВ Гавриил Петрович [1772—1803] — поэт. Р. в купеческой семье. К. получил лит-ое образование и был хорошо знаком с образцами немецкой поэзии. По смерти К. в "Периодическом издании" [1804]… Полная информация