И - К
Караваева
КАРАВАЕВА Анна Александровна [1893—] — современная писательница. Родилась в Перми в мелкобуржуазной семье. Окончив в 1911 гимназию, отправилась учительствовать в деревню. Спустя два года поступила на историко-филологический факультет Бестужевских высших женских курсов. В 1922 в журнале "Сибирские огни" появляется ее рассказ "Флигель"; в том же году вступила в ВКП(б). С 1925 произведения К. печатаются уже в столичных "толстых" журналах, и с тех пор К. как писательница пользуется заслуженной популярностью в широких читательских кругах. К. недолго состояла в "Перевале" и сейчас работает в рядах ВАППа, состоя членом ее правления и членом редакционной коллегии журнала "Октябрь".
Стилевые устремления творчества К. — ее образы, тематика, яз., заставляют квалифицировать ее как представительницу "крестьянского сектора" пролетарской лит-ры. На магистрали творческого развития К. — бытописание советской деревни — находятся такие ее произведения, как "Медвежатное", "Рыжая масть", "Двор" и особенно большой роман "Лесозавод". Несколько особняком от них стоит историческая повесть "Золотой клюв". К. изображает в ней события, развернувшиеся в конце XVIII в. на золотых приисках Алтая. "Золотой клюв" — одна из первых и успешных попыток создания пролетарского исторического романа. К. впервые вводит в исторический роман в качестве центральной и доминирующей среду мастеровых, полупролетариев конца XVIII в., в известном смысле предшественников современного русского пролетариата. Но преимущественно К. отображает современную деревню. Во всех своих основных произведениях К. дает волевого переустроителя деревни. Социально-психологический конфликт между старым, бешено сопротивляющимся, уходящим, отживающим, и новым, нарождающимся в деревне, пережившей Октябрь, — такова главная тема К., высшей своей общественной остроты достигшая в "Лесозаводе". Здесь с наибольшей отчетливостью обнаружилось отличие Караваевой от многих бытописателей советской деревни из среды "попутчиков", в творчестве которых вскрывается чрезвычайно характерная для них боязнь показа взаимодействий между пролетарским городом и деревней. Где, в каких пунктах общественной практики современности, как и в каких формах скрещиваются пути города и деревни — вот что прежде всего интересует К. Изображая эти взаимодействия, она остается на идеологических позициях авангарда рабочего класса. Люди, пришедшие из города, несут в заброшенные захолустья "низинок" живое дело индустриальной стройки, "переворачивающей" весь их уклад.
Творчеству К. свойственны порой некоторые идеологические недостатки. В повести "Двор" перерождение психики крестьянина дано почти исключительно в индивидуальном плане данного "героя" без широкого социального аргументирования, как напр. в "Брусках" Панферова. Такой же дефект — отсутствие показа ведущего коллектива — налицо в "Юности на Грязной", где бушевание революции описано без достаточного показа рабочего класса и его партии. Но при всем том творческий рост К. несомненен. Начав "Медвежатным" — повестью, еще в очень большой мере схематически зарисовывающей уголок советской действительности, — К. в последние годы пишет "Лесозавод" — реалистический, коммунистически обобщающий роман. Творческий путь К. — это характерный путь становления пролетарского писателя.
Библиография: I. Собр. сочин., Гиз, М. — Л., 1927—1929 (вышли: т. I. Золотой клюв. Повесть о дальних днях, 1927; т. II. Юность на Грязной, Роман, 1927; т. III. Двор, 1927; т. IV. Каленая земля, Рассказы, 1929; т. V. Голубая заводь, Рассказы, 1929); Лесоза вод, Роман, изд. "Пролетарий", Харьков, 1928 (изд. 2-е, 1929) и др.
II. Дивильковский А., На трудном подъеме, "Новый мир", 1926, VIII—IX; Тоом Л., В борьбе за пролетарское мировоззрение (Анна Караваева), в кн. "На крутом переломе"; Горбачев Г., Современная русская литература, 2 издания (Л., 1928, и 1930); Фриче В. М., Заметки о современной литературе, изд. "Московский рабочий", М., 1928; Машбиц-Веров И., "На литературном посту", 1928, № 22.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), том I, Гиз, Москва — Ленинград 1928.
Другие люди и понятия:
КАРАВЕЛОВ Любен [1837—1879] — известный болгарский революционный писатель, поэт-публицист, фольклорист. В 1857 К. переезжает в Москву, где знакомится с передовой русской лит-рой и проникается…
КАРА-ДАРВИШ [1872—] — псевдоним современного армянского писателя Акопа Генджана. Р. в Ставрополе (Кавказском) в семье бедных родителей, выходцев из Нахичевани на Дону. В 1893 начал печатать в газ….
КАРАДЖАЛИ Ион Лука [1852—1912] — румынский писатель. Был суфлером передвижных театров, затем журналистом, школьным инспектором, директором национального театра в Бухаресте. В 1890 приблизился к…